Динамическая афазия наблюдается в снижении активности в области речевого программирования. Это приводит к нарушению способности к формированию внутренней речи и возможному неправильному порядку слов в предложениях. Например, глаголы могут находиться в конце предложения. Чаще всего пациенты сохраняют способность произносить слова, используя готовые фразы, которые не требуют специального «программирования», однако их речь может состоять из односложных ответов.
Главной задачей при этой форме афазии является восстановление программирующей функции речи. Больному рекомендуют составлять план действий, программу высказывания с опорой на вопросы, схемы, по серии сюжетных картинок с нарастающим действием. Афазик должен уметь определять последовательность действия героя картин, уметь классифицировать предметы на примере группы изображений: мебель, транспорт и т.д. Логопед создает условия для речевой активности, проводит ролевые беседы, обыгрывая ту или иную ситуацию: «Магазин «Одежда» находится справа от аптеки и слева от гастронома, как мне попасть с противоположной стороны улицы сначала в аптеку, а потом в магазин, где нужно купить хлеб».
Также больного учат преодолевать трудности в понимании переносного смысла слов, просят передать просьбу врача, составить рассказ на заданную тему, пересказать текст по предварительному плану.
Эффективные упражнения для работы с данной формой афазии:
- Вовлекайте человека в разговор, задавая простые вопросы с ответами «да», «нет», «могу», «не хочу» и т. д.
- Предлагайте чтение знакомых стихов и простых рассказов.
- Придумывайте вместе рассказы, используя последовательные картинки или фотографии.
- Просите показывать предметы в комнате или на улице во время прогулки, чтобы помочь преодолеть застой в речи.