• /
  • /

Какие бывают сюжетно-ролевые игры для средней группы

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы рассмотрим сюжетно-ролевые игры, которые подойдут для детей средней группы.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 52 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, логопед и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Структура игры: сюжет

Сюжет, вместе с фабулой и амплуа, служит фундаментальными элементами сюжетно-ролевых игр. Без сюжета такие игры бы не существовали: он является основой и отражает действия и события, происходящие в жизни детей.

В процессе реализации сюжета ребята:
  • 1
    управляют автомобилем;
  • 2
    готовят блюда;
  • 3
    обучают малышей писать и считать;
  • 4
    лечат пациентов;
  • 5
    создают прически в парикмахерской.
Фабулы могут быть разнообразными:
  • 1
    бытовые (семейные, связанные с детским садом);
  • 2
    производственные, связанные с профессиями (больницы, магазины, парикмахерские);
  • 3
    социальные (разнообразные праздники).
С течением времени и под воздействием культурных, природных и географических факторов детские игровые сюжеты претерпели изменения. Например, игры северных народов отражают традиции оленеводства и охоты, в то время как дети прибрежных районов могут играть в строителей кораблей и портовых рабочих. Исторические события, оказывающие значительное влияние на судьбы человечества, также вдохновляют детское воображение и становятся основой для новых игровых сюжетов. На протяжении многих лет российские дети увлеченно играли в войны и партизан, а полет Ю. А. Гагарина стал стимулом для создания игр на космическую тематику.

Кроме того, существуют устойчивые сюжеты, объединяющие поколения: такие как школа, больница, транспорт. Все они, безусловно, обладают национальными особенностями.

Содержание игры

Содержательное наполнение сюжетно-ролевых игр во многом определяется тем, насколько глубоко ребенок понимает действия взрослых. Младшие дошкольники, выступающие в роли врачей, часто воспроизводят рутинные процедуры, такие как измерение температуры, осмотр гортани и прививки. В процессе игры в средних группах они начинают углубляться в детали, уточняя различные медицинские специальности и убеждая друг друга не бояться манипуляций, таких как уколы или перевязки.

С развитием понимания социальной значимости труда у детей в их играх начинает проявляться элемент межличностного взаимодействия. Они охотно заменяют реальные предметы на воображаемые, например, кубик может стать хлебом, утюгом или бытовым прибором. Малыши также активно смешивают сюжеты, привнося в них элементы из своей повседневной жизни, фильмов или книг. При этом особенно ценными оказываются черты, заимствованные из других игр или медиа.

Отличие в играх между младшими и старшими детьми связано с уровнем их жизненного опыта. Игры средней группы, как правило, характеризуются высокой связностью сюжета. Они часто проявляют интерес к заранее заданным сценариям, но легко реагируют на новые впечатления и интегрируют их в свои привычные игровые структуры. Смысл игры углубляется благодаря совместному творчеству, где каждый участник вносит индивидуальные элементы. На этом этапе дети начинают обобщать и упрощать менее интересные аспекты сюжета.

Средние дошкольники более осознанно подходят к выбору сюжета: они могут анализировать его и прописывать простые планы. Новые игровые сценарии часто рождаются под воздействием свежих эмоций. При объединении различных обстоятельств, включая фантастические действия, дети прибегают к речевым объяснениям, такие как: «Как будто мы уже позавтракали и тут же отправились в зоопарк». Эти пояснения служат для поддержки логичности игры и помогают избежать пустот в сюжете.

Игровая позиция ребенка

Игровая деятельность дошкольника проявляется через ту роль, которую он выбирает для себя. Ребенок идентифицирует себя с определенным персонажем и действует в соответствии с образом, который складывается в его воображении. Каждое амплуа имеет свои уникальные правила, и строгое соблюдение этих норм становится важнейшим элементом игрового процесса. Когда кто-то из участников нарушает установленные правила, это может привести к недовольству со стороны других игроков. Дошкольники оценивают как свои действия, так и поведение партнеров, опираясь на эти самые правила.

Роли начинают формироваться примерно в среднем дошкольном возрасте, когда их соблюдение становится основным источником радости и увлечения. Ребенок не просто хочет играть — он стремится полностью вжиться в свою роль. В возрасте 4–5 лет малыш понимает игру как взаимодействие между персонажами, что он выражает через слова, мимику и жесты. Дети с осторожностью выбирают роли, и поэтому назначение ролей становится эмоционально насыщенным процессом, нуждающимся в поддержке со стороны взрослых. Отношение ребенка к своей роли существенно влияет на качество ее исполнения. Важно, чтобы воспитатель знал, что дошкольники нередко отказываются принимать роли, которые не соответствуют их гендерной идентичности.

В средней группе сюжетные линии и содержание игры усложняются благодаря:
  • 1
    повышению целеустремленности, последовательности и согласованности действий;
  • 2
    переходу от детального сценария игры к более упрощенному, но выразительному формату;
  • 3
    интеграции воображаемых действий и словесных замен, что придает игре дополнительную насыщенность.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Направление развития сюжетных игр

Совместная игра открывает путь к стремительным изменениям как в темах, так и в структуре игрового процесса. Темы игр эволюционируют, переходя от повседневных ситуаций к трудовым и, в конечном итоге, к социальным аспектам.

Содержание игр также развивается и углубляется. В дополнение к действиям формируется отражение разнообразных общественных взаимодействий и поступков. Дети привносят в игру свои жизненные навыки и знания, почерпнутые из книг, рассказов родителей и собственного опыта. При этом основные элементы их умений претерпевают изменения: дети начинают изображать не только ситуации, в которых они принимали участие, но и те, которые стали объектами их наблюдений во время экскурсий, прогулок или в быту. Расширение тематики игры и углубление ее смыслов способствуют изменению структуры, в рамках которой выделяется предварительный этап, необходимый для подготовки сюжетно-ролевой игры в средней группе.

На начальном этапе подготовки дети определяют тему игры и распределяют роли. Постепенно они договариваются о развитии сюжетной линии и строят ее план. Это предварительное согласие становится важным, учитывая разнообразие эмоций и наблюдаемого в игре контента. Требования к качеству исполнения ролей возрастают, и интересы всех участников учитываются в процессе согласования. Для такого взаимодействия необходимы навыки командной работы и понимание сильных сторон каждого игрока, поэтому соглашение чаще всего достигается среди детей, которые привыкли играть вместе. На этапе подготовки они формируют игровую атмосферу и отбирают игрушки, что, в свою очередь, требует действий педагога.

По мере достижения среднего дошкольного возраста количество участников игры увеличивается, а именно с этим растут и требования к игрушкам. Дети становятся более взыскательными и желают, чтобы игрушки соответствовали их ожиданиям и замыслам. Они отдают предпочтение более сложным, реалистичным игровым предметам, напоминающим их оригиналы.

Формирование сюжетно-ролевых игр

Сюжетная игра должна эволюционировать и выходить на новый уровень развития. Одним из способов достижения этого является игра-фантазирование, в которой создается увлекательный и воображаемый мир. Эта форма коллективной игры способствует развитию творческой фантазии у детей, помогая им соединять различные ситуации и гармонично интегрировать личные идеи в общую сюжетную линию.

Тем не менее, дошкольники еще не способны организовать игру-фантазию исключительно на словесном уровне, без предметных действий и ролей. В этом им необходима поддержка педагога, который будет направлять их процесс. Готовность детей средней группы осваивать такие навыки в значительной степени связана с расширением их знаний о мире. Каждый ребенок старается реализовать в игре свои идеи, которые зачастую являются довольно сложными, и одновременно все больше проявляется стремление к взаимодействию с другими детьми.

Однако многообразие и сложность детских предложений могут усложнить создание единой игры, что требует дополнительных усилий для согласования различных мнений.

Заранее составленное планирование и строгое следование заранее продуманному сценарию не являются характерными для сюжетной игры. Ее отличительными чертами являются свобода и независимость. На начальном этапе дошкольники, как правило, определяют лишь общую тему, после чего начинают развивать отдельные эпизоды.

Единый сюжет формируется из инициатив игроков прямо во время процесса. Совмещение идей между четырьмя участниками может стать достаточно сложной задачей даже для более старших детей. Непонимание и невозможность соединить противоречивые идеи часто ведут к распаду игры на ранних стадиях или к ее превращению в привычный, неинтересный сюжет. В таких случаях стремление создать захватывающую игру отходит на второй план, уступая место удовольствию от совместных действий с ровесниками.

Для того чтобы реализовать свои творческие возможности и согласовать действия, даже с учетом различных личных желаний, детям необходимо освоить новый подход к организации игры — кооперативное сюжетное создание. Это предполагает умение строить оригинальные эпизоды, включая разнообразные предметы, и при этом учитывать мнения сверстников. Каждый ребенок должен быть в состоянии объяснить, что именно он хочет сделать в данный момент, а также внимательно выслушивать желания других участников. Дети должны уметь объединять свои инициативы с пожеланиями других игроков в рамках одной общей фабулы.

Научиться этому можно в ходе совместной деятельности со взрослым, который поможет организовать игровую сессию с элементами творчества. Это позволит педагогу естественным образом подтолкнуть дошкольников к объединению и координированию различных эпизодов. Важно, чтобы создание новой фабулы не оставалось скрытым для детей за рамками ролей, и чтобы они понимали игру как совместные действия с воспитателем. Если малыши играют индивидуально, они могут вернуться к привычным игрушкам. Однако приобретение навыков коллективного создания сюжетов позволит им разрабатывать гораздо более сложные фабулы и реализовывать их в согласованной форме.

Чтобы избежать возникновения разрозненных фантазий, выдумки нуждаются в смысловой поддержке, направляющей их творчество в одно русло. В качестве такой основы могут служить уже известные детям сюжетные линии. Инициировать коллективные игры следует не путем создания совершенно новой фабулы, а через фрагментарное изменение знакомой, а затем переходить к новым темам. Использование предшествующего опыта детей позволит игрокам вносить свежие эпизоды в игру.

Учитывая выбранную детьми тему, педагог может предложить ввести новые элементы и идеи. Важно не критиковать детскую инициативу, чтобы они могли получать удовольствие от своих предложений. Если игра проходит успешно, это становится показателем того, что подготовительный этап достиг своей цели. Успех сюжетно-ролевой игры во многом зависит от последовательного и организованного подхода со стороны педагога. Наблюдение за детьми дает воспитателю возможность проанализировать их идеи и эмоции, что в свою очередь поможет в проектировании новых игр для среднего дошкольного возраста.

Привычные игровые сюжеты

Одним из наиболее простых проявлений жизненного опыта дошкольников средней группы являются их любимые игры в больницу и магазин. В этих играх педагоги помогают детям расширить их представления о ролевых образах. Например, в игре в магазин водители, занимающиеся доставкой товаров, одновременно исполняют роли грузчиков. Эпизоды, происходящие в кабинете врача, могут разнообразить дети, опираясь на свои жизненные впечатления.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Воспитатель определяет для детей следующие задачи:
  • 1
    ознакомить дошкольников с действиями медицинских работников;
  • 2
    воспитать уважение к профессии врача;
  • 3
    помочь детям освоить медицинскую терминологию;
  • 4
    научить взаимодействовать в процессе игры.
Для проведения игры используются игрушечные атрибуты и настоящие элементы медицинской формы. Перед началом занятий организуется экскурсия в медицинский кабинет. Детям читают рассказы известных авторов и сказки К.И. Чуковского, показывают мультфильм «Айболит», рассматривают иллюстрации на соответствующую тему и репетируют сценки, такие как визит к стоматологу, работа в травмпункте и вызов врача на дом.

В процессе игры детям предлагается взять на себя различные роли: педиатра, травматолога, медсестры, санитара и провизора. Воспитатель собирает «команду» для вновь открывшейся поликлиники и проводит виртуальную экскурсию по кабинетам, рассказывая о функциях каждого из них.

Игра предполагает гибкость ролей, дети могут менять свои функции на протяжении занятия. Пациенты приводят к врачам своих «больных» кукол, обсуждая с ними признаки «недуга», такие как температура и другие симптомы. Врачи измеряют температуру, слушают дыхание и назначают «лечение». Воспитатель внимательно следит за ходом игры, ненавязчиво направляя детей. В конце занятия он подводит итоги, отмечает успешные моменты и, безусловно, предлагает всем «витамины» в качестве поощрения.

Сюжетно-ролевая игра «Семья» в средней группе

Эта игра является отличным способом переработки социального и игрового опыта детей в контексте семьи. Она помогает дошкольникам усваивать роли каждого члена семьи, стимулирует их к творческому воспроизведению бытовых ситуаций и формирует глубокое уважение и привязанность к близким и их труду.

Подготовка к игре начинается с бесед на повседневные темы: как дети взаимодействуют с куклами, как помогают своим родителям, а также кто выполняет какие функции в семье. В рамках продуктивной деятельности ребята рисуют, лепят из пластилина продукты и овощи, создают альбомы с иллюстрациями причесок и другими элементами обихода.

Педагог читает детям рассказы и стихи на тему семьи, организует обсуждения и дидактические игры, такие как «дочки-матери». Он обучает детей этикету: как принимать гостей, как правильно использовать посуду и накрывать стол.

Игра «Семья»

Занятие начинается с обсуждения заботы и поддержки, которую семьи оказывают друг другу. Затем происходит распределение ролей, включая маму, папу, детей и других родственников.

На следующем этапе дети воспроизводят повседневные сцены семейной жизни: они могут «сходить» в магазин, «посетить» поликлинику или парикмахерскую, «приготовить» завтрак и встречать гостей. Все участники находят радость в совместной игре, а воспитатель в итоге подводит результаты и хвалит детей за их креативность и взаимодействие.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Эта игра позволяет углубить понимание детей о профессии стилистов и парикмахеров, обучая их применять ранее полученные знания о мире красоты и ухода за собой. Она формирует уважение к труду мастеров, пробуждает интерес к этой профессии и способствует созданию дружеской атмосферы в группе. Игра также помогает закрепить нормы поведения в общественных местах и расширяет словарный запас детей.

Для игры необходимы предметы и атрибуты, связанные с парикмахерской. В процессе игры дошкольники обсуждают свои наблюдения о реальных визитах в парикмахерские, делясь впечатлениями о оснащении и работе сотрудников.

Воспитатель выступает в роли администратора, а дети по очереди становятся клиентами, озвучивая пожелания по поводу стрижек. Итоговое обсуждение игры проходит в формате живого диалога, где воспитатель задает вопросы, стимулируя детей говорить о своих впечатлениях.

Произвольные сюжетные игры особенно привлекательны для дошкольников благодаря своей условности и свободе выбора, создавая комфортную среду для игр. Такие занятия развивают личность ребенка, позволяя ему примерять различные роли и воспроизводить жизненные эпизоды, сопереживая персонажам и понимая их эмоции.

Замечательно, что подобные игры способствуют развитию социальных навыков у детей, помогая им учиться не только понимать других, но и четко объяснять свои действия и намерения.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?