Виды игровой деятельности

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы разберем, что такое игровая деятельность, и какие выделяют ее виды.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Игровая деятельность: определение и значение

Игровая деятельность — это свободная, добровольная, внутренне мотивированная, самостоятельная деятельность, в которой человек получает удовольствие от самого процесса, а не только от результата.

Игровая деятельность имеет ряд отличительных черт:
  • 1
    Наличие ясной цели — выиграть, получить приз, достичь определенного результата и т.д. Эта цель, как правило, четко осознается играющим.
  • 2
    Наличие определенных правил, которые регламентируют ход игры и поведение участников. Их соблюдение является обязательным условием для участия в игре.
  • 3
    Наличие элемента соревновательности, противоборства между играющими или командами. Это создает дополнительную мотивацию и азарт.
  • 4
    Получение удовольствия и эмоционального подъема в процессе игры, независимо от ее результата.
Игровая деятельность выполняет множество функций:
  • 1
    Обучающая функция — в игре человек приобретает новые знания, умения и навыки.
  • 2
    Развивающая функция — игра способствует развитию познавательных процессов, творческих способностей, эмоционально-волевой сферы.
  • 3
    Коммуникативная функция — игра позволяет устанавливать и развивать социальные контакты, учиться взаимодействию.
  • 4
    Психотерапевтическая функция — игра помогает справляться со стрессами, фрустрациями, негативными эмоциями.
  • 5
    Функция самореализации — в игре человек может проявить себя, испытать чувство удовлетворения от достигнутого.
Игровая деятельность сопровождает человека на протяжении всей его жизни, принимая различные формы — от подвижных игр в детстве до интеллектуальных игр и компьютерных игр в зрелом возрасте. Она является важнейшим средством социализации и самореализации личности.

Виды игровой активности

Человеческая жизнь на протяжении всего пути сопровождается тремя основными видами деятельности: игрой, учением и трудом. Эти виды деятельности сменяют друг друга по мере взросления человека, при этом игра занимает особое место в жизни ребенка.

Игровая деятельность дошкольников является начальным этапом формирования личности. От успешности игровой активности зависит, каким вырастет ребенок, как разовьются его способности и насколько успешно он вливается в процесс обучения. В свою очередь, обучение готовит детей к трудовой деятельности, которая становится основным видом занятий взрослого человека.

Виды игровой активности можно классифицировать по нескольким основаниям:
  • 1
    По возрастным особенностям:
    • игры дошкольников;
    • игры младших школьников;
    • игры подростков;
    • игры взрослых.
  • 2
    По форме детской активности и роли взрослых:
    • самостоятельные игры детей;
    • обучающие игры с участием взрослых;
    • народные игры.
  • 3
    По видам игр:
    • сюжетно-ролевые игры;
    • дидактические, развивающие игры;
    • подвижные игры;
    • конструктивные игры;
    • музыкальные игры;
    • настольные игры;
    • интеллектуальные игры (шахматы, шашки и т.д.);
    • компьютерные, видеоигры;
    • спортивные игры.
Особое место в игровой деятельности дошкольников занимают игры с правилами. В этом возрасте дети начинают выбирать командные, состязательные игры, в которых необходимо следовать определенным установленным правилам. Это могут быть как спортивные игры (догонялки, футбол, баскетбол), так и настольные, печатные игры (лото, домино, шашки, шахматы).

Такие игры учат детей ставить интересы команды или группы выше личных, согласовывать свои действия с другими участниками ради общей победы. Они способствуют развитию навыков сотрудничества, самоконтроля, а также подготавливают ребенка к более структурированному школьному обучению.

Наряду с играми по правилам, в дошкольном возрасте важную роль начинают играть дидактические игры и упражнения. Они позволяют закреплять образовательные задачи в игровой форме, обучают детей счету, чтению, логическому мышлению. Таким образом, дидактические игры постепенно готовят ребенка к переходу от игровой деятельности к учебной.

В целом, игровая активность на протяжении дошкольного возраста претерпевает значительное развитие, расширяя свои формы и выполняя важные функции в становлении личности ребенка, его подготовке к школьному обучению и будущей трудовой деятельности.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Игровая деятельность младших школьников

Для ребенка в 6–7 лет уже отмечается постепенный отказ от игрушек, переход к направленному обучению. Игровые занятия с ярко выраженными ролями выходят на первое место в сфере интересов непоседы. Школьник подражает конкретному человеку, пытается воссоздать действия, поступки взрослых людей. Такие занятия служат средством самовоспитания малыша.

Игра продолжает занимать важное место в жизни детей младшего школьного возраста, наряду с учебной деятельностью. Переход от преимущественно игровой активности в дошкольном возрасте к учебно-познавательной деятельности в начальной школе происходит постепенно.

Виды игр младших школьников:
  • 1
    Сюжетно-ролевые игры
    Дети продолжают активно разыгрывать различные сюжеты, примеряя на себя роли взрослых — в школу, в больницу, в магазин и т.д. Это способствует лучшему пониманию окружающего мира и социальных отношений.
  • 2
    Дидактические, развивающие игры
    Такие игры становятся более усложненными по сравнению с дошкольным возрастом. Они направлены на закрепление и проверку учебных знаний и навыков учащихся, а также на развитие их познавательных способностей.
  • 3
    Подвижные игры
    Подвижные игры с правилами остаются очень популярными среди младших школьников. Они способствуют физическому развитию, формированию навыков совместной деятельности.
  • 4
    Настольные игры
    Младшие школьники с удовольствием играют в разнообразные настольные игры — лото, домино, шашки, шахматы и др. Такие игры развивают логическое мышление, память, внимание.
  • 5
    Компьютерные, видеоигры
    Дети этого возраста проявляют все больший интерес к компьютерным и видеоиграм. Они могут использоваться как в развлекательных, так и в обучающих целях.
Роль взрослых в игровой деятельности младших школьников:
  • 1
    Взрослые (родители, учителя) активно включаются в игры детей, объясняя правила, контролируя и направляя игровой процесс.
  • 2
    Организуют совместные игры во внеурочное время, на переменах, в кружках и секциях.
  • 3
    Используют игровые формы в учебном процессе для лучшего усвоения знаний и формирования умений.
  • 4
    Приобретают и предоставляют детям разнообразные игрушки, игры, игровое оборудование.
Игровая деятельность продолжает занимать важное место в жизни младших школьников, выполняя обучающую, развивающую, коммуникативную и социализирующую функции. Взрослые играют активную роль в организации и поддержании игровой активности детей на данном возрастном этапе.

Для подростков: период взросления и самоутверждения

Подростковый возраст, начинающийся с 11–12 лет, считается трудным периодом в жизни человека. Это время перехода от беззаботного детства к серьезным взрослым обязанностям. Подросток начинает переоценивать свое место в коллективе, стремится самоутвердиться и доказать свою уникальность.

Взрослые уже не прощают мелкие шалости, требуя от подростка ответственного поведения, соблюдения обязательств. Школьник-подросток мечтает стать авторитетной фигурой для сверстников, особенно ценя физические возможности и лидерские качества. Спортивные занятия помогают проявить силу, выносливость, смекалку.

Для подростка важнее всего победа и достижение результата, а не сам игровой процесс. Он ставит себе цель стать мастером, чтобы заслужить признание среди друзей. Педагоги и родители должны помочь подростку в этом стремлении, иначе неуверенность может привести к агрессивности и психологическим проблемам.

Для коррекции поведения, развития общительности и уверенности в себе проводятся специальные тренинги с упражнениями, направленными на понимание других людей, самоанализ и отстаивание своей позиции. Такие занятия важны для гармоничного становления личности подростка.

Виды игр: от сюжетно-ролевых до игр с правилами

Игры постоянно развиваются — дети придумывают новые правила и сюжеты. Изучение детских игр позволило психологам сделать вывод, что развитие игровой активности является необходимым условием становления личности ребенка.

Основные виды игр:
  • 1
    Сюжетно-ролевые и творческие игры — характерны для дошкольников. Дети проявляют в них особую эмоциональность и самостоятельность, развивается их творческая составляющая.
  • 2
    Драматизация — построена на литературных произведениях, с четко определенными ролями и сюжетной линией. Способствует развитию речи.
  • 3
    Строительные и конструктивные игры — с использованием конструкторов, природных материалов (глина, снег, песок).
  • 4
    Игры с правилами:
    • Дидактические — созданные педагогами для обучения детей чтению, письму, геометрии и т.д.
    • Подвижные — помогают удовлетворить потребность в движении, развивают координацию и крупную моторику.
    • Народные и традиционные игры — к сожалению, мало применяются сейчас в школах и на детских площадках, дети знакомятся с ними в музеях или фольклорных коллективах.
Разнообразие игр способствует всестороннему развитию личности ребенка.

Влияние игровой деятельности на развитие ребенка

Игра — неотъемлемая часть жизни любого ребенка. Она не только доставляет радость и удовольствие, но и оказывает огромное влияние на становление личности малыша.

Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку примерить на себя различные социальные роли, проигрывая модели взрослого поведения. Ребенок учится взаимодействовать с окружающими, выстраивать диалог, регулировать свои эмоции. Творческие игры развивают фантазию, воображение, способность нестандартно мыслить.

Строительные и конструктивные игры тренируют мелкую моторику, пространственное мышление, логику. Ребенок учится планировать, экспериментировать, доводить дело до конца. Все это пригодится ему в дальнейшей учебе и работе.

Дидактические игры способствуют интеллектуальному развитию: обучают счету, чтению, познанию окружающего мира. Подвижные игры укрепляют здоровье, развивают ловкость, координацию движений. Народные игры прививают уважение к культурным традициям.

Таким образом, игра является ведущим видом деятельности в детстве. Она не только доставляет удовольствие, но и выполняет важные развивающие функции. Благодаря играм ребенок познает мир, учится общаться, фантазировать, преодолевать трудности. Все это закладывает прочный фундамент для его дальнейшего гармоничного развития.

Поэтому так важно создавать благоприятные условия для разнообразной игровой активности детей — как дома, так и в дошкольных и школьных учреждениях. Только в этом случае игра сможет в полной мере раскрыть свой огромный развивающий потенциал.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?