Запуск речи у неговорящих детей. Советы от логопеда

Мы рассмотрим ключевые стадии развития речи у ребенка, выявим признаки, что речь ребенка нуждается в запуске, разберем логопедические методики по запуску речи и представим вам перечень игр и заданий на запуск речи.
В последние десятилетия наблюдается увеличение количества детей, которым требуется помощь логопеда. Некоторые дети не начинают говорить в ожидаемый период времени, поэтому наша команда Логопедия Дома подготовила для вас данную статью.

Если вы хотите получить профессиональную помощь в устранении речевых дефектов у ребенка, запишитесь на бесплатную диагностику и наш логопед подберет для вас индивидуальный план коррекционной работы.


Светлана Андреевна

Автор статьи

Содержание статьи

Основные этапы развития речи у детей

  • 1
    Доречевой (от рождения до 6-8 месяцев)
    Это период, когда ребенок учится понимать речь окружающих и начинает произносить свои первые звуки, которые называются гулением.
  • 2
    Ранний речевой (от 6-8 до 12-18 месяцев)
    В этом возрасте дети начинают повторять звуки, слоги и слова. Они также начинают понимать простые команды и просьбы.
  • 3
    Средний речевой (от 12-18 до 24-36 месяцев)
    На этом этапе дети учатся соединять звуки и слоги в слова, а также строить предложения из двух-трех слов.
  • 4
    Поздний речевой (от 36 до 72 месяцев)
    Этот этап характеризуется развитием связной речи, дети учатся составлять рассказы, описывать предметы и события.
Специалисты подчеркивают, что не следует полностью полагаться на определенные стандарты. Каждый ребенок уникален и имеет индивидуальные особенности. Важно вовремя заметить проблемы с развитием речи и начать заниматься с ребенком и обследовать его. Часто проблемы связаны с индивидуальными особенностями ребенка.

Признаки, что речь ребенка нуждается в запуске

  • 1
    Отсутствие гуления и лепета;
  • 2
    Отсутствие указательного жеста;
  • 3
    Не реагирует на звуки;
  • 4
    Не отвечает на вопросы;
  • 5
    Не повторяет звуки и слова;
  • 6
    Не показывает интерес к общению;
  • 7
    Проблемы с пониманием речи.
Если вы заметили, что ваш ребенок проявляет некоторые из следующих признаков, рекомендуется обратиться к профессионалу (логопеду или дефектологу) для проведения более тщательной оценки речевых навыков ребенка и получения рекомендаций по развитию и стимуляции речи.

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с речью есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Этапы запуска речи у неговорящих детей

  • 1
    Оценка развития ребенка
    Специалисты должны провести всестороннюю оценку, чтобы определить причину задержки речи и другие возможные проблемы, такие как аутизм или расстройства аутистического спектра.
  • 2
    Создание стимулирующей среды
    Это включает в себя обеспечение богатого сенсорного опыта, предоставление возможностей для общения и взаимодействия, а также поощрение самостоятельности и инициативы у ребенка.
  • 3
    Развитие невербальной коммуникации
    Неговорящим детям часто бывает трудно начать говорить, поэтому важно помочь им развить невербальные навыки коммуникации, такие как жесты, мимика и использование предметов, которые могут помочь в общении.
  • 4
    Использование альтернативных методов коммуникации
    Для детей с серьезными задержками речи можно использовать альтернативные методы коммуникации, такие как PECS (Picture Exchange Communication System) или система общения с использованием карточек со словами или картинками.
Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития
Д.В.Менджерицкая, специалист в области дошкольного образования, кандидат педагогических наук.

Наша команда подготовила игры и задания в помощь малышам

Занятия для развития речи до года

«Вынимаем из ведра»

Главная идея игры заключается в том, чтобы брать предметы из одного места и переносить их в другое. Вы можете продемонстрировать ребенку, как достаете шарик из коробки и кладете его на стол, сопровождая свои действия звуками «сюда» и «вот так».

«Игрушка и картинка»

Вы можете использовать картинки, чтобы помочь ребенку узнать различные предметы. Покажите ребенку картинку лимона и попросите его найти настоящий лимон среди других предметов.

«Прятки»

Вы можете провести игру, в которой ребенок стоит перед зеркалом с завязанными глазами. Например, если ребенка зовут Миша, вы можете спросить: «Где Миша?» Затем снимите повязку и скажите: «Вот где Миша!».

«Специальные упражнения для запуска речи у детей при помощи звуков»

Вы можете взять ребенка за руки и развести их в стороны, говоря: «У медведя дом большой, у-у-у!”, а затем свести их вместе, говоря: «А у зайчика маленький, ай-яй-яй!”.

Упражнения для малышей 1-2 лет

«Стоматолог»

Попросите ребенка открыть и закрыть рот, и пусть он пытается издавать звуки. Повторяйте это несколько раз.

«Трубочка»

Покажите ребенку, как сделать трубочку из губ, широко улыбнуться и вытянуть губы. Повторяйте несколько раз.

«Ромашка»

Наклонитесь к цветку, вдохните глубоко воздух, поднимитесь и поднимите руки вверх, говоря: «Вырасти большой”. Затем медленно опустите руки и произносите какой-либо звук.


«Насекомое»


Имитируйте, что вы поймали насекомое в руку, например, муху, поднесите кулак к голове ребенка и имитируйте звук крыльев мухи.


«Снег»



Прочитайте ребенку короткий стишок и показывайте ему соответствующие движения. Попросите его повторять за вами. Например:
На горке снег, снег,
Под горкой снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, не шуми, медведь!


«Санки»




Посадите куклу на платок и начинайте тянуть за его края. Ребенок может помочь вам тянуть платок. Прочитайте стишок: «Машенька-Маша, куколка наша, в саночки садилась, с горки покатилась, ух!». Повторяйте стишок, пока ребенок не захочет повторить долгий звук «ух».


«Машина»




Если у вас нет маленькой машины, можете представить, что крутите руль руками и издаете звуки машины: «би-бип”, «вж-ж-ж»и «вру-ум”.


«Животные»

Показывайте ребенку игрушки животных и давайте ему услышать, как они звучат.


Игры для детей 2-3 лет

«Заяц»

Поднимайте верхнюю губу и показывайте зубы.


«Белка»

Сомкните губы и упирайтесь языком в щеки, как будто за щеками у вас орехи.


«Лошадь»


Цокайте языком с разной скоростью и громкостью.


«Юла»


Совершайте круговые движения языком по губам.


«Птицы»


Совершайте круговые движения языком по губам.


«Действия»


Обучайте ребенка командам по картинкам. Например, мишка идет кушать или гулять.


«Семья»



Проведите ребенка по фотографии семьи, попросите показать, кто где, и назвать имена.


«Сказка»




Вечером рассказывайте сказку и просите ребенка вспомнить фрагменты истории.



Упражнения и занятия для 3-4 лет

«Что исчезло?»



Положите перед ребенком несколько предметов и попросите закрыть глаза. Уберите один предмет и попросите ребенка определить, какой предмет исчез.


«Вопрос-ответ»



Во время прогулки задавайте ребенку вопросы, например, какие твердые предметы вы видите вокруг?

«Угадай кто»



Загадайте какой-нибудь предмет или животное и опишите его признаки.


Общение



Разговаривайте с ребенком на разные темы, задавайте вопросы, чтобы ребенок учился говорить.


Специальная тренировка с 4 до 5 лет

«Звуки предметов»



Разложите перед ребенком различные предметы и попросите его закрыть глаза. Изобразите звуки, которые могут издавать эти предметы.

«Эмоции»




Разложите перед ребенком различные предметы и попросите его закрыть глаза. Изобразите звуки, которые могут издавать эти предметы.

«Звуки коровы»




Предложите ребенку повторить звуки, которые издает корова. Постепенно увеличивайте громкость, темп и глубину голоса, чтобы тренировать дыхание и голос ребенка.


«Кто дольше?»

Эта игра подходит для нескольких детей. Посадите их в круг и предложите сделать глубокий вдох. Затем на выдохе они должны произносить звук «м»или «н»как можно дольше. Тот, кто сможет продержаться дольше всех, побеждает.


«Повторение слогов и слов»


Произносите последовательность слогов или слов и попросите ребенка повторить точно так же. Начните с нескольких слов или слогов, постепенно увеличивая количество.


«Запутанные слоги»


Выберите простые слова и переставьте в них слоги, чтобы получилось другое слово. Ребенок должен вернуть слово в исходное положение.

«Исправить ошибки»

Говорите ребенку предложения с неправильными действиями, например «игрушка купила Лену» или «Кристина пошла гулять». Ребенок должен исправить ошибки.


«Незаконченные предложения»


Загадывайте предложения с пропущенными словами, например: «на деревьях растут…». Ребенок должен догадаться, какое слово пропущено и вставить его. Можно использовать картинки для подсказки.


Для развития речи ребенка родители могут играть в специальные игры и выполнять задания. Важно много общаться с ребенком и помогать ему развивать речь. Если ребенок не говорит или говорит очень мало, не стоит откладывать визит к специалисту. Запишитесь на бесплатную диагностику и наша команда Логопедия Дома, в состав которой входят только высококвалифицированные специалисты, поможет ребенку говорить красиво и грамотно. Ждем вас на наших занятиях!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?