Артикуляционная гимнастика для постановки звука [Р]

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
Звук [Р] является одним из наиболее сложных в русском языке по артикуляции. По статистике, примерно у 20% детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения его произношения. Часто родители замечают, что в возрасте 4–5 лет их ребенок вместо отчетливого [Р] говорит что-то среднее между [Л] и [В], пропускает этот звук вовсе или произносит его нечетко, смазано. Такое нарушение называется ротацизмом или параротацизмом.

Своевременная коррекция очень важна, так как неправильное произношение звуков со временем становится стойкой привычкой. В школьном возрасте замены и искажения [Р] могут стать причиной для насмешек со стороны сверстников, что негативно скажется на самооценке и успеваемости ребенка.

Специалисты отмечают, что правильное произнесение звука [Р] имеет важное значение для дальнейшего успешного овладения чтением и письмом. Поэтому при первых признаках нарушения стоит начинать работу над постановкой этого звука. Одним из эффективных способов является артикуляционная гимнастика — комплекс специальных упражнений для тренировки движений губ, языка и выработки нужной воздушной артикуляции.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Что мешает ребенку выговаривать звук [Р]

Причиной нарушенного или искаженного произношения звука [Р] может быть целый комплекс факторов разной степени сложности. Врожденные особенности строения артикуляционного аппарата, патологии в развитии речевых зон головного мозга, нарушения слуха, приобретенные дефекты и привычки — все это может стать преградой для правильной артикуляции.

Анатомические особенности строения артикуляционного аппарата:
  • 1
    Укороченная подъязычная уздечка (уздечка языка), ограничивающая подвижность кончика языка. При произнесении [Р] язык должен упираться кончиком в альвеолярный отросток и совершать волнообразные колебательные движения. Укороченная уздечка не позволяет языку выполнять эти движения в полном объеме.
  • 2
    Аномалии в строении твердого или мягкого неба — высокое арковидное небо, расщелины, укороченное мягкое небо, отсутствие маленького язычка. Это препятствует образованию нужной воздушной струи при произнесении [Р].
  • 3
    Патологический прикус (глубокий призматический прикус, перекрестный прикус), смыкание зубных рядов не в физиологической норме. Меняется положение языка и челюстей, что затрудняет артикуляцию.
  • 4
    Аномалии в строении языка — массивный язык, язык географического строения с бугристой поверхностью, язык с укороченными мышечными тяжами, что приводит к его малоподвижности.
  • 5
    Врожденные расщелины неба, волчья пасть — грубые анатомические дефекты, ведущие к нарушению смыкания губ, языка, неба и создания воздушной струи.
Патологии в развитии речевых зон головного мозга и иннервации артикуляционных мышц:
  • 1
    Детский церебральный паралич, при котором страдает иннервация мышц артикуляционного аппарата из-за поражения зон мозга, отвечающих за речь.
  • 2
    Опухоли, кисты, травмы головного мозга, нарушающие работу речевых центров коры.
  • 3
    Задержки и недоразвитие речевых зон головного мозга, связанные с перинатальными патологиями.
Нарушения слуха:
  • 1
    Тугоухость любой степени тяжести, при которой ребенок искаженно воспринимает звуки речи, не улавливает артикуляционные нюансы.
  • 2
    Кохлеарная глухота, при которой звуки речи вообще не достигают слуховых центров мозга. Произнесение [Р] требует слухового самоконтроля.
Приобретенные дефекты и вредные привычки:
  • 1
    Привычка сосать пустышку, палец, нижнюю губу после 3–4 лет. Это провоцирует неправильную артикуляционную позу и нарушает движения языка.
  • 2
    Ротовое дыхание при хронических заболеваниях носа и околоносовых пазух. Рот постоянно открыт, язык низко опущен, что исключает правильные артикуляционные движения.
  • 3
    Вредные привычки грызть ногти, карандаши, ручки, чрезмерно активно жевать резинку. Это формирует неправильное смыкание зубов и челюстей.
  • 4
    Оральные травмы и ожоги, новообразования в полости рта, челюстно-лицевой области.
  • 5
    Обширные стоматологические вмешательства, при которых нарушается иннервация мышц языка, губ.
Как видно, даже незначительные на первый взгляд отклонения могут стать серьезным препятствием для постановки звука [Р]. Зачастую имеет место сочетание нескольких факторов. Поэтому очень важно своевременно выявить и устранить причины нарушения для успешной логопедической работы.

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики

Существует множество разнообразных упражнений артикуляционной гимнастики для постановки звука [Р]. Главное правило — выполнять комплекс ежедневно по 5–10 минут и постоянно контролировать правильность артикуляции. Так организм будет систематически тренировать нужные движения языка, губ, нёба и вырабатывать четкую воздушную артикуляцию.

1. «Лошадка» — присосать широкий распластанный кончик языка к небу и отпустить язык, должен получиться звук цокающих копыт лошади.

2. «Болтушка» — свободно болтать языком вперед и назад, удерживая его в горизонтальном положении на верхней губе, со звуком «б». Развивает подвижность мышц языка.

3. «Грибок» — упереть кончик языка в альвеолы (бугорки за верхними передними зубами). Как в упражнении «лошадка» только не цокать, а присосать язык к нёбу, удерживая в таком положении секунд 10.

4. «Барабанщик» — постучать кончиком языка по альвеолам, имитируя удары барабанной палочки, на одном выдохе произнести серию звуков «д».

5. «Маляр» — широким кончиком языка выполнять движения вперед (к зубам и назад (к горлу), как будто красим потолок кисточкой.
При автоматизации звука [Р] можно использовать вспомогательные средства: чистые карандаши, шпатели, зонды для логопедического массажа. Они помогают отрабатывать правильную артикуляционную позу и нужную вибрацию кончика языка.

Во время занятий ребенок должен стоять или сидеть перед зеркалом для самоконтроля положения языка. Упражнения можно выполнять в игровой форме с использованием рифмовок, скороговорок, песенок и распевок на звук [Р].

Важно отметить, что родителям не стоит просто механически, не вникая в суть, повторять упражнения артикуляционной гимнастики. Необходим тщательный контроль за точностью движений языка и четкостью произношения. При допущении ошибок вредные привычки закрепляются.

Многие современные логопеды для облегчения постановки звука [Р] применяют артикуляционный массаж, специальные приборы (тренажеры для отработки вибрирующего удара языком) и логопедические зонды. Однако делать это стоит только под руководством специалиста.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Когда следует обратиться к логопеду

Если в течение 2–3 месяцев регулярных домашних тренировок (при отсутствии серьезных анатомических причин нарушения) звук [Р] упорно не появляется и не идет на автоматизацию, стоит обратиться за помощью к логопеду. Только квалифицированный специалист может провести диагностику и определить, не кроется ли причина в более глубоких нарушениях слуха, речи или работы центральной нервной системы.

В таком случае потребуются другие методики работы с опорой на сохранные функции и зоны головного мозга ребенка. Логопед сможет правильно определить индивидуальную программу коррекции и подобрать специальные упражнения с учетом возраста, психофизических особенностей малыша и степени тяжести нарушения.

Своевременное обращение к логопеду также необходимо, если у ребенка присутствуют другие серьезные речевые расстройства — общее недоразвитие речи, заикание, дефекты произношения большинства звуков. В таких случаях требуется комплексный, системный подход и квалифицированная логопедическая помощь.

Когда же имеет место изолированный ротацизм без выраженных сопутствующих нарушений, родители вполне могут заниматься постановкой звука [Р] самостоятельно в домашних условиях. Однако при отсутствии ожидаемого результата за 2–3 месяца все же стоит проконсультироваться с логопедом.

Зачастую причиной трудностей в произношении [Р] у детей являются анатомические особенности строения речевого аппарата. В этом случае нужна обязательная коррекция у логопеда, так как самостоятельные занятия будут малоэффективны. Специалист подскажет, как правильно выполнять артикуляционную гимнастику с учетом имеющихся у малыша нарушений. При необходимости будут назначены специальные логопедические массажи, зондовый массаж, физиотерапевтические процедуры и другие методики для уменьшения мышечной зажатости, укрепления мышц языка и развития подвижности артикуляционного аппарата.

Нередко причиной трудностей в овладении звуком [Р] становятся ошибки самих родителей при выполнении артикуляционных упражнений. Без должного контроля со стороны логопеда взрослые могут сами того не замечая закреплять у ребенка неверную артикуляцию. Поэтому хотя бы изначально занятия должны проводиться под присмотром специалиста, особенно если у родителей самих есть нарушения звукопроизношения.

Также очень важно, чтобы родители не переусердствовали с интенсивностью занятий. Излишняя настойчивость и навязчивость могут вызвать негативную реакцию, протест и нежелание заниматься у ребенка. Обычно рекомендуемая продолжительность артикуляционной гимнастики для дошкольников — не более 10–15 минут в день с обязательными перерывами для отдыха. Занятия должны проходить в игровой, ненавязчивой форме. Хвалите малыша за старание, не ругайте за неудачи. Помните, что формирование правильной устойчивой артикуляции — процесс длительный и требует терпения и систематической работы.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?