Буква «В»: учим читать и писать весело и легко

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, как познакомить дошкольника с буквой «В» и научить читать слоги и слова с ней. Вы узнаете, как в игровой форме развивать у ребенка фонематический слух, правильное произношение и интерес к чтению.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Знакомство с буквой «В» и звуками [в], [в']

Буква «В» обозначает два звука: твердый согласный [в] и мягкий согласный [в']. Произнесите вслух слова «ворона» и «вилка». Обратите внимание, как меняется звучание «в» в зависимости от последующего гласного.

Чтобы малышу было легче запомнить артикуляцию, объясните, как работают органы речи при произнесении [в] и [в']:
  • 1
    Губы слегка вытягиваются вперед и образуют небольшую щель.
  • 2
    Зубы разомкнуты, между ними узкая щель.
  • 3
    Кончик языка упирается в нижние зубы.
  • 4
    Голосовые связки вибрируют — это значит, что [в] и [в'] звонкие согласные.
В русском языке [в] встречается чаще, чем [в']. Приведем примеры слов, которые начинаются с буквы «В»:
  • 1
    ворона, волк, воздух, ваза;
  • 2
    вишня, вилка, велосипед, винт.
Поиграйте с ребенком — называйте по очереди слова на «в» и произносите их, выделяя первый звук. Так вы потренируете фонематический слух и артикуляцию.

При знакомстве с буквой используйте цветовую дифференциацию — подложите букву «В» синим цветом для твердого согласного [в] и зеленым для мягкого [в']. Это поможет ребенку лучше запомнить, что буква «В» может обозначать два разных звука.

Развитие фонематического слуха и восприятия

Фонематический слух — это способность различать звуки речи. Его развитие необходимо для успешного обучения чтению и письму. Вот несколько игровых упражнений, которые помогут ребенку научиться узнавать звуки [в] и [в'] в словах:

1. Игра «Поймай звук»

Произносите разные звуки (гласные, согласные) вразброс. Когда ребенок услышит [в] или [в'], он должен хлопнуть в ладоши.

2. «Где звук?»

Предложите ребенку послушать слова и определить, где он слышит звук [в] — в начале, середине или конце слова. Подберите слова, где этот звук стоит в разных позициях:
  • 1
    в начале слова: ворона, вата, вьюга;
  • 2
    в середине слова: сова, кровать, ковер;
  • 3
    в конце слова: плов, прорыв, лев.

3. «Придумай слово»

Устройте с ребенком соревнование — кто больше придумает слов, которые начинаются со звуков [в] или [в']. Чтобы усложнить игру, можно придумывать слова на определенную тему — например, животные (волк, верблюд, выдра) или еда (вафли, вермишель, виноград).

4. «Твердый — мягкий»

Читайте ребенку пары слов, которые различаются только твердостью/мягкостью согласного: ворона — вилка, волна — вишня. Пусть он внимательно послушает и скажет, какой звук он слышит — [в] или [в'].

Можно обыграть ситуацию и предложить поднимать карточки в соответствии со звуком. На мягкий [в'] — феечку, пёрышко, на твёрдый [в] — молоток, колдунью или злодея из мультфильмов. Цвет одежды героев также можно подобрать в соответствии с мягкостью (зеленый) или твердостью (синий) согласного. И тогда получается, что «мягкая фея все смягчает», а «твердая колдунья вносит раздор». Таким образом детям легче ориентироваться, а в дополнении такой способ еще и хорошая возможность поработать над дифференциацией звуков.

Знакомство с графическим образом буквы «В»

Когда ребенок научился различать звуки [в] и [в'] на слух, можно переходить к изучению графического образа буквы «В». Обратите внимание малыша на то, что она состоит из длинной вертикальной палочки и двух «животиков» справа.

Придумайте вместе ассоциации, на что похожа буква «В» (еще эффективнее — закрепить на наглядном изображении):
  • 1
    половинка сердечка;
  • 2
    вафля;
  • 3
    ведро;
  • 4
    воздушный шарик на палочке.
Хорошо запомнить графический образ помогут различные способы тактильного восприятия. Предложите ребенку:
  • 1
    обвести букву пальчиком на шершавой поверхности (например, на наждачной бумаге);
  • 2
    слепить букву из пластилина или теста;
  • 3
    выложить букву из мелких предметов — пуговиц, фасолинок, счетных палочек;
  • 4
    нарисовать букву мокрой кисточкой на листе бумаги.
Для развития зрительного восприятия полезно:
  • 1
    обводить букву по точкам, по контуру, по пунктирным линиям;
  • 2
    дорисовывать незаконченную букву;
  • 3
    находить букву «В» среди других букв: ЕЛРВМНШВАПРО;
  • 4
    искать предметы в форме буквы «В» в окружающем пространстве — дома, на прогулке, в магазине.
  • 5
    находить букву в стихотворении или тексте и обводить ее. Твердую — синим цветом, мягкую — зеленым.
Такие игровые задания хорошо развивают графо-моторные навыки, а также учат ребенка узнавать букву «В» в разных вариантах написания (печатная, прописная, строчная).
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Формирование навыка чтения слогов и слов с буквой «В»

Когда ребенок научился узнавать букву «В» и соотносить ее со звуками, можно переходить к обучению чтению слогов и слов. Этот процесс должен быть последовательным и постепенным.

Чтение открытых слогов

Начинать нужно с открытых слогов, где буква «В» стоит перед гласной: ва-во-ву-вы-вэ. Из таких слогов уже можно составлять простые слова:
  • 1
    ва-та, ва-за;
  • 2
    вы-шел, вы-пал;
  • 3
    во-да, во-лы.

Закрытые слоги

Затем учим читать закрытые слоги, где буква «В» стоит после гласной: ав-ов-ув-ев-ив. Вот примеры слов с ними:
  • 1
    ла-ва, ра-вен;
  • 2
    о-вал, по-ло-водь-е;
  • 3
    у-ви-дел, му-ра-вей;
  • 4
    е-ва, на-пев.

Слоги со стечением согласных

Более сложный вариант — слоги, где буква «В» образует пару с другим согласным: сва, тви, ква, дво. Потренироваться в их чтении можно на таких словах:
  • 1
    свадь-ба, трав-ка;
  • 2
    ква-кать, ква-драт;
  • 3
    двор, двой-ка.
Для закрепления навыка слогового чтения используйте разнообразные игровые приемы:
  • 1
    собирайте слоги и слова из разрезной азбуки, кубиков с буквами;
  • 2
    читайте слоги по таблицам в разном направлении: слева-направо, справа-налево, сверху-вниз, снизу-вверх;
  • 3
    подбирайте картинки на заданный слог (игра «Слоговое лото»);
  • 4
    соединяйте слоги стрелочками, чтобы получились слова: ва-за, ва-ре-ни-ки;
  • 5
    придумывайте слова с заданным слогом.
  • 6
    читайте слова по слогам, «прохлопывая» каждый слог слова. На слог со звуком В — хлопок над головой, на остальные — перед собой.
Когда ребенок овладеет слоговым чтением, можно переходить к чтению целых слов. Начинайте с простых односложных (ров, лев), затем постепенно усложняйте (вата, ворона, воробей). Пусть ребенок каждый день читает хотя бы несколько слов — это сформирует хороший навык.

Творческие задания для закрепления буквы «В»

Чтобы изучение буквы не превращалось в скучную зубрежку, разнообразьте занятия такими заданиями:

1. Учите стихи, скороговорки со звуками [в] и [в']:

«Вишенка
Раннею весною
В нынешнем году
Я сама сажала
Вишенку мою.
А теперь взгляните:
Обогнав меня,
Выросла за лето
Вишенка моя».
(Г. Бойко)

«Ветер, ветер, ветер, ветер,
Веет ветер, воет ветер,
Снег воздушный ворошит,
Над опушкой ворожит:
«Ветки, веточки, развесьте
Вести, вести, вести, вести
От весны на каждой ели:
Тут — сосульки, там — капели…
Осыпается сосна —
Просыпается весна.
Воет ветер, хвою вертит:
«Верьте, верьте, верьте, верьте…»
(М. Яснов)

2. Отгадывайте загадки, где в словах-отгадках есть буква «В»:

Две плетенки,
Две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой.
— Как гулять — так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
(Варежки)

Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них мы бегаем зимой:
Утром — в школу.
Днем — домой.
(Валенки)

3. Придумывайте собственные загадки со словами на «В» и записывайте их — это развивает творческие способности и грамотность.

4. Рисуйте букву «В» разными нестандартными способами:
  • 1
    выкладывайте букву из шишек, листьев, камушков;
  • 2
    рисуйте пальчиковыми красками;
  • 3
    лепите из пластилина или соленого теста;
  • 4
    делайте букву из шнурков, бусин, пуговиц.
Фантазируйте вместе с ребенком, как еще можно изобразить букву — необычно и красиво. Такие задания хорошо развивают мелкую моторику и воображение.

5. Упражнение «Волшебный мешочек»:

Взрослый подготавливает красивый мешочек, складывает в него мелкие предметы, название которых начинается или содержит букву «В». Ребенок достает предмет и четко проговаривает слово. Можно усложнить игру и предложить отгадать предмет из мешочка ориентируясь на тактильные ощущения. Предметы перед игрой следует показать, дать возможность потрогать.

Советы родителям по обучению букве «В»

Уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ребенок быстро и легко выучил букву «В», воспользуйтесь нашими советами:
  • 1
    Занимайтесь регулярно, но понемногу — по 10–15 минут каждый день. Так информация будет усваиваться постепенно, без перегрузки.
  • 2
    Превращайте обучение в игру, в веселое приключение. Используйте нестандартный реквизит, устраивайте сюрпризы. Малышу должно быть интересно учиться.
  • 3
    Чаще хвалите ребенка за успехи. Не ругайте, если что-то не получается, лучше помогите и вселите уверенность: «У тебя обязательно все выйдет, нужно только постараться!»
  • 4
    Закрепляйте изученное разными способами: в игре, на прогулке, за рисованием. Старайтесь, чтобы новые знания о букве «В» присутствовали в жизни ребенка в интересной и ненавязчивой форме.
  • 5
    Подстраивайте обучение под ребенка, под его возраст и интересы. Если малышу не нравится какое-то задание, придумайте другое. Творческий подход — залог успеха.
  • 6
    Будьте терпеливы и спокойны. Не всем детям дается чтение и письмо, это нормально. Если возникают трудности или малыш не хочет заниматься, сделайте перерыв. Вернетесь к урокам, когда у ребенка появится желание учиться.
Изучение букв — первый шаг на пути к чтению и грамотности. Поддерживайте своего малыша на этом важном этапе. Хвалите его, радуйтесь вместе с ним каждой маленькой победе. С вашей помощью ребенок полюбит читать и обязательно добьется успехов!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?