• /
  • /

Как научить ребенка говорить звук [З]. Примеры упражнений

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В данной статье мы расскажем, как правильно произносить звук [З], какие ошибки делают дети, а также приведем примеры упражнений, которые помогут родителям и специалистам в постановке и автоматизации звука [З].

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Когда должен появиться звук [З]

Звук [З] должен появляться в речи ребенка к 4-5 годам. На этом этапе дети обычно уже хорошо различают звуки и могут правильно произносить большинство фонем родного языка. Однако если к этому возрасту ребенок испытывает трудности с произношением звука [З], рекомендуется обратиться к логопеду для выявления причин и разработки плана коррекционных занятий. Регулярные упражнения и правильная методика помогут ребенку освоить правильное произношение звука [З].

Правильная артикуляция звука [З]

Проверьте произношение звука [З] перед зеркалом. Органы речи должны быть в следующих положениях.
  • 1
    Кончик языка находится у нижних зубов, а средняя часть поднята к верхним альвеолам, образуя узкую щель.
  • 2
    Губы слегка растянуты, как при улыбке.
  • 3
    Воздушный поток проходит через узкую щель между языком и верхними зубами, создавая характерный звенящий звук.

Ошибки в артикуляции звука [З]

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Неправильное произношение звука [З] может быть из-за ряда распространенных ошибок.
  • 1
    Интердентальное произношение: кончик языка выдвигается между зубами, звук напоминает [З].
  • 2
    Латеральное произношение: воздух проходит по бокам языка, создавая неправильный звук.
  • 3
    Назализация звука: воздух проходит через нос, звук становится гнусавым.

Подготовительные упражнения

Постановка любых звуков связана не только с артикуляционным аппаратом, но и моторикой ребенка и его мыслительными процессами. Поэтому для успешной постановки, мы используем разноплановые упражнения.
  • 1
    Вибрационный массаж: поколачивание крыльев носа с одновременным произнесением звука [М].
  • 2
    Изучение органов речи перед зеркалом.
  • 3
    Шнуровки для улучшений мелкой моторики, где ребенок нанизывает бусины на леску или веревку.

Постановка звука [З]

Для постановки звука можно использовать несколько методик и упражнений, которые помогают ребенку правильно артикулировать этот звук.
  • 1
    По подражанию: ребенок пытается повторить после произнесения звука педагогом. Это можно делать в игровой форме: игра «Комар», где изображается звук [ЗЗЗЗЗ].
  • 2
    Аналогично можно поиграть в «осу».
  • 3
    «Ветерок». Губами делаем трубочку, дуем, педагог подтягивает лопаточкой верхнюю губу, ребенок дует еще раз.
  • 4
    Использование лопаточки, шпателя для корректировки положения языка и губ, если ребенок не может самостоятельно произнести звук.
  • 5
    Ребенок сначала произносит [С], затем добавляет голос для получения звука [З].
  • 6
    Артикуляционные упражнения: «Горка» (приподнятие середины языка), «Ветер» (дутье с вытянутыми губами), «Замок» (упирание языком в зубы), «Альпинист» (удержание языка в определенном положении), «Ручей» (приоткрытый рот с почти сомкнутыми зубами).
  • 7
    Индивидуальный план постановки звука, включающий перечисленные методы, адаптированный под потребности конкретного ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?