Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Если у вашего ребенка есть затруднения с произношением звуков или даже целых слов, то хорошая дикция может быть достигнута благодаря безупречной артикуляции каждого звука и развитию умения открывать рот достаточно широко и свободно во время разговора. Если рот не открывается достаточно, звуки могут произноситься неразборчиво, через зубы. Нарушения дикции могут быть связаны с проблемами речевого аппарата, который определяет качество речи. Также, неправильное произношение звуков может быть вызвано неправильным завершением слова или нарушением темпа речи.

Помочь исправить речевые проблемы может артикуляционная гимнастика. В этой статье вы найдете комплекс упражнений и игр, которые помогут вам достичь качественного результата всего за 5 минут в день.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Для чего нужна артикуляционная гимнастика и какая польза

Артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические.

Статические упражнения

Направлены на выработку правильной позы: удержание губ, языка и щек в нужном положении, помогают укрепить мышцы артикуляционного аппарата.

Пример статического упражнения: «Лопаточка». Ребенок вытаскивает язык, кладет его на нижнюю губу, а затем делает язык широким. Следим чтобы язык не дрожал. Удерживаем позу 6-10 секунд;

Динамические упражнения

Динамические. Направлены на развитие переключаемости, скорости, плавности и легкости артикуляционных движений. Необходимы для чистой и красивой дикции. Требуют ритмического повторения движений по 6-8 раз.

Пример динамического упражнения: «Часики».
Рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка медленно, под счет взрослого, тянемся попеременно то к левому, то к правому уху. Важно:
  1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть остается неподвижна;
  2. Движения языка должны быть симметричны;
  3. Язык не загибается и не касается губ.

Комплексы упражнений

Первый комплекс упражнений

В первый комплекс входят упражнения:
  1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние, и нижние зубы обнажены.
  2. Вытягивать губы вперед трубочкой.
  3. Чередовать положения губ: в улыбке - трубочкой.
  4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положение улыбки.
  5. Язык широкий.
  6. Язык узкий.
  7. Чередование положений языка: широкий - узкий.
  8. Подъём языка за верхние зубы.
  9. Чередование движений языка вверх - вниз.
  10. Чередование следующих движений языка(при опущенном кончике): отодвигать язык вглубь рта - приблизить к передним нижним резцам.

Основной комплекс

  1. Открыть рот и подержать открытым , закрыть.
  2. Губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы.
  3. Губы вытянуты вперед трубочкой.
  4. Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следим, чтобы язык не дрожал. Держать 10 - 15 секунд.
  5. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. Чередовать узкий-широкий.
  6. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.
  7. Движение языка: нос - подбородок/вверх-вниз.

Упражнения для губ

  1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
  2. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
  3. «Рыбки разговаривают». Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
  4. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук “поцелуя”.
  5. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
  6. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
  • сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
  • удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
  • удерживать губами тканевую салфетку/платок
  • взрослый пытается ее выдернуть.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 1 для свистящих (с, з, ц)

1. “Улыбка – Трубочка” (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков чистой речи).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке,
показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед
трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять
переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Важно: следим, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
2. “Лопаточка” (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)
Описание: рот открыт, язык спокойно лежит на нижней губе, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.
Важно: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Губы не растягивать в улыбку слишком широко, чтобы не было избыточного напряжения.
3.  “Наказать непослушный язычок” (расслабление мышц языка).
Описание: Упражнение “Лопаточка”, похлопывать по языку верхней губой со словами “пя-пя-пя”. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
Важно: похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Выдыхаемый воздух не задерживать.
4. “Забить гол” (выработка плавной длительной струи воздуха, идущей посередине языка).
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу, прикрыть верхней губой, оставив небольшую щелочку и, как бы произнося длительно звук Ф, сдуть ватный шарик на противоположный край стола.
Важно: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щеки. Следим, чтобы ребенок произносил Ф, а не Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
5.  “Чистим зубки” (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка “почистить” нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.
Важно: губы неподвижны, в положении улыбки. Следим, чтобы кончик языка находился у десен, а не скользил по верхнему краю зубов.
6. “Горка” (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять “горкой”. Удерживать язык 5-10 секунд.
Важно: следим, чтобы кончик языка не высовывался из-за зубов, язык
должен быть широким. Если сразу не получается, просим произнести звук
[И] с открытым ртом – язык примет правильное положение.

Комплекс артикуляционной гимнастики № 2 для шипящих (ш, ж, ч, щ)

1. “Улыбка – Трубочка” (развитие подвижности губ).
Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке,
показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед
трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять
переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Важно: следим, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и
не сдвигались.
2. “Футбол” (развитие направленной воздушной струи).
Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный
шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».
Важно: следим, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка
придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская,
чтобы струя воздуха была прерывистой.
3. “Чистим зубки 2” (для подъема языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: Открыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Важно: губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следим, чтобы
кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней
верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
4. “Ириска” (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. Представляем , что на самом краю языка лежит конфетка мамбы/ириски, “приклеиваем” кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.
Важно: следим, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открываем на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать палец/карандаш/палочки для суши/стёрку, вставленные между коренными зубами. Выполняем медленно.
5. “Вкусное варенье” (вырабатывать движение широкой передней части
языка вверх и положение языка, для звука Ш).
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Важно: нижняя челюсть должна быть неподвижна, можно придерживать
ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются уголков рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению “Наказать непослушный язычок”, и распластанный язык можно шпателем/ватными палочками приподнять на верхнюю губу.
6. “Чашечка” (вырабатываем правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, похлопав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.
Важно: следим, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.
Комплекс артикуляционной гимнастики № 3 для сонорных звуков (л, ль, р, рь
7. “Улыбка – Трубочка” (развитие подвижности губ).
Описание: поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.
Важно: следим, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.
8. “Футбол” (развитие направленной воздушной струи).
Описание: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный
шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в “ворота”.
Важно: следим, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка
придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская,
чтобы струя воздуха была прерывистой.3
9. “Грибок” (вырабатывать верхний подъём языка, подъязычной связки).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий
язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет
напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его
ножку.
Важно: следим, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.
10.”Качели” (отработка умения быстро менять положение языка, необходимое при соединении согласных звуков с гласными).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий
язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком
положении под счет от 1 до 5 потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5 Так,
поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Важно: следим, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы
оставались неподвижными.
11. “Чистим зубки 2” (для подъема языка вверх, развитие подвижности языка)
Описание: открыть рот и кончиком языка “почистить” верхние зубы с
внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Важно: губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следим, чтобы
кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней
верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
12. “Индюк” (отработка подъема языка вверх, развитие подвижности передней части языка).
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед назад,
стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала делать медленные движения, потом ускорить темп и добавить голос, пока не послышится “бл-бл” (как индюк).
Важно: следим, чтобы язык был широким и не сужался. Движения языком должны быть вперед-назад, а не из стороны в сторону. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
13. “Лошадка” (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).
Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Важно: упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следим, чтобы кончик языка не
подворачивался назад и вверх.
14. “Маляр” (отрабатывать движения языка вверх и его подвижность).
Описание: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.
Важно: губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следим, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, но не высовывался изо рта.
15. “Барабан” (отрабатывать подвижность языка в верхнем положении).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот (достаточно широко), поставить язычок за верхние зубы, стучать языком по альвеолам (бугоркам) за верхними зубами со звуком “Д-Д-Д”. Стучать язычком 7 – 15 секунд (на весь выдох).
Важно: произносить “д-д-д” часто (“как пулемет”), с усилием, напрягая мышцы языка.

ТОП 6 игр, которые можно приобрести на маркетплейсах

Дополнительно к упражнениям, перечисленным выше, можно заниматься по обучающим играм.

Обучающая игра «Шпаргалки для мамы, Уроки логопеда и развивающие карточки для малышей»

В наборе 50 плотных карточек с интересными артикуляционными упражнениями, которые заинтересуют вашего ребенка. Все задания разные, развивают воображение, память малыша. Комплект разработан опытным педагогом.

Приобрести можно по ссылке:
Ozon
Wildberries

Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах

Набор содержит карточки с разными заданиями. К каждой имеется подробная инструкция. Комплект помогает тренировать мышцы лица и языка, что положительно сказывается на артикуляции ребенка.

Приобрести можно по ссылке:
Wildberries

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с речью есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

«Артикуляционная гимнастика. Обучающие карточки. Новиковская Ольга Андреевна»

В наборе занимательные карточки, в которых прописаны задания, которые учат внятно говорить слова, произносить звуки, расширяют словарный запас.

Приобрести можно по ссылке:
Ozon
Wildberries

«Веселая артикуляционная гимнастика. Нищева Наталия Валентиновна»

Дидактическое пособие, которое помогает в развитии артикуляционного аппарата ребенка. К каждому упражнению есть описание, картинки. Даны методические рекомендации.

Приобрести можно по ссылке:
Ozon
Wildberries

«Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика. 4-6 лет. Воробьева Татьяна Анатольевна, Крупенчук Ольга Игоревна»

Книга, которая поможет родителям в занятиях с ребенком. В книге представлены увлекательные упражнения, яркие картинки, которые помогут подготовить речевые органы к постановке звуков.


Приобрести можно по ссылке:
Ozon
Wildberries

Артикуляционная гимнастика для детей, 33 фигурки из дерева

В наборе представлены 33 деревянные фигуры. Они помогают в развитии речевых навыков, креативности ребенка, усидчивости.

Приобрести можно по ссылке:
Wildberries

Развитие речи – важная составляющая общего развития ребенка. Постоянное искажение или замена звуков после 3-х лет , возможно является признаком речевого расстройства. Раннее выявление проблем с речью может помочь ребенку развивать коммуникативные навыки и успешно интегрироваться в общество. Не стесняйтесь обращаться за поддержкой профессионалов. Если у Вас возникли сомнения или тревога относительно развития речи Вашего ребенка. Регулярно читайте статьи от команды Логопедия Дома, обращайтесь к нашим экспертам за поддержкой, и ваш малыш будет чувствовать себя уверенно, говорить ясно и прекрасно. Перед началом занятий проводим бесплатную диагностику продолжительностью 30 минут. Поможем выявить недостатки речи и определить причины их возникновения, а также разработаем план занятий. Обеспечиваем успех в обучении, прогресс гарантирован!

Погрузитесь в мир упражнений и игр, представленных в статье от команды Логопедия Дома.

Позвольте себе заниматься и наслаждаться игрой, восстанавливая самые важные навыки речи и языка. Путешествуйте вместе с ними по просторам креативности и развивайте коммуникативные способности.

Наслаждайтесь чарующей атмосферой, которую создают эти увлекательные упражнения и игры.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?