Метод Томатиса основывается на нескольких ключевых принципах. Один из них заключается в том, что ухо не только воспринимает звуки, но и играет важную роль в регулировании тонуса мышц и координации движений. Согласно теории Томатиса, проблемы со слухом могут быть связаны не только с физическими дефектами уха, но и с нарушениями в центральной нервной системе. Это означает, что слуховые расстройства могут оказывать влияние на широкий спектр когнитивных и моторных функций.
Терапия включает использование специального устройства, называемого «Электронное ухо», которое фильтрует и модулирует звук таким образом, чтобы стимулировать определенные участки мозга. В ходе сеансов пациенты слушают специально подготовленные записи, включающие музыку Моцарта, григорианские песнопения и материнский голос. Эти записи проходят через специальный фильтр, который усиливает высокие частоты и уменьшает низкие, что помогает активизировать слуховую систему и улучшить восприятие звука. Музыка Моцарта предпочтительна из-за широкого спектра звуковых частот. Голос матери используется, поскольку ребенок, будучи в утробе, слышал этот звук. Таким образом, прослушивание голоса матери во время программы «Томатис» помогает ребенку вернуться к сенсорному опыту, полученному внутриутробно.
Для осмысления эффекта Томатиса требуется осознание того, что ухо — это не только орган слуха, но также орган вестибуляции, ответственный за равновесие. Существует множество исследований и наблюдений, указывающих на то, что вестибулярная система имеет опосредованную связь с речью. Например, наблюдается, что дети, за месяц до начала активной речевой деятельности начинают вращаться вокруг своей оси, что стимулирует вестибулярную систему.
Человеческое ухо состоит из трех частей: наружной, средней и внутренней.
В средней части уха находятся микроскопические косточки, которые передают звук и связывают мышцы. Таким образом, при использовании наушников происходит тренировка этих микроскопических мышц.
Когда Альфред Томатис тестировал свой аппарат, он обнаружил странный эффект, особенно заметный у детей — их эмоциональность усиливалась. Изначально Томатис не стремился вызвать этот эффект, так как у него были другие цели, но впоследствии он понял, что это влияние на эмоциональную сферу стало одним из ключевых факторов в стимуляции речи.
У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) костная проводимость звука развита более эффективно, чем воздушная. Сначала звук передается по костям, а затем, с небольшой задержкой, дублируется через воздушную проводимость. В результате возникает своего рода «диалог» между костной и воздушной передачей звука.
Дополнительно, звук подается с фильтрацией по частотам от низких до высоких. Низкие частоты связаны с моторным развитием, средние связаны с развитием речи, а высокие — с эмоциональным состоянием человека.