Томатис-терапия звуком для развития речи

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Томатис-терапия звуком для развития речи у детей, также известна как аудиопсихофонология, является уникальным методом воздействия на нервную систему через звук. Эта методика разработана французским отоларингологом Альфредом Томатисом. В ее основе лежит способность человеческого уха воспринимать и обрабатывать звуковые волны, которые затем воздействуют на мозг, способствуя улучшению когнитивных и речевых функций. Томатис-терапия применяется для различных возрастных групп, начиная с младенцев и заканчивая пожилыми людьми, с целью улучшения речи, памяти, концентрации внимания, эмоционального состояния, а также для избавления от заикания.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Томатис-терапия. Что это такое?

Метод Томатиса основывается на нескольких ключевых принципах. Один из них заключается в том, что ухо не только воспринимает звуки, но и играет важную роль в регулировании тонуса мышц и координации движений. Согласно теории Томатиса, проблемы со слухом могут быть связаны не только с физическими дефектами уха, но и с нарушениями в центральной нервной системе. Это означает, что слуховые расстройства могут оказывать влияние на широкий спектр когнитивных и моторных функций.

Терапия включает использование специального устройства, называемого «Электронное ухо», которое фильтрует и модулирует звук таким образом, чтобы стимулировать определенные участки мозга. В ходе сеансов пациенты слушают специально подготовленные записи, включающие музыку Моцарта, григорианские песнопения и материнский голос. Эти записи проходят через специальный фильтр, который усиливает высокие частоты и уменьшает низкие, что помогает активизировать слуховую систему и улучшить восприятие звука. Музыка Моцарта предпочтительна из-за широкого спектра звуковых частот. Голос матери используется, поскольку ребенок, будучи в утробе, слышал этот звук. Таким образом, прослушивание голоса матери во время программы «Томатис» помогает ребенку вернуться к сенсорному опыту, полученному внутриутробно.

Для осмысления эффекта Томатиса требуется осознание того, что ухо — это не только орган слуха, но также орган вестибуляции, ответственный за равновесие. Существует множество исследований и наблюдений, указывающих на то, что вестибулярная система имеет опосредованную связь с речью. Например, наблюдается, что дети, за месяц до начала активной речевой деятельности начинают вращаться вокруг своей оси, что стимулирует вестибулярную систему.

Человеческое ухо состоит из трех частей: наружной, средней и внутренней.

В средней части уха находятся микроскопические косточки, которые передают звук и связывают мышцы. Таким образом, при использовании наушников происходит тренировка этих микроскопических мышц.

Когда Альфред Томатис тестировал свой аппарат, он обнаружил странный эффект, особенно заметный у детей — их эмоциональность усиливалась. Изначально Томатис не стремился вызвать этот эффект, так как у него были другие цели, но впоследствии он понял, что это влияние на эмоциональную сферу стало одним из ключевых факторов в стимуляции речи.

У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) костная проводимость звука развита более эффективно, чем воздушная. Сначала звук передается по костям, а затем, с небольшой задержкой, дублируется через воздушную проводимость. В результате возникает своего рода «диалог» между костной и воздушной передачей звука.

Дополнительно, звук подается с фильтрацией по частотам от низких до высоких. Низкие частоты связаны с моторным развитием, средние связаны с развитием речи, а высокие — с эмоциональным состоянием человека.

В каких случаях рекомендованы занятия по методу А. Томатиса?

Томатис-терапия рекомендуется в различных ситуациях:
  • 1
    задержки речевого развития;
  • 2
    расстройства аутистического спектра, томатис-терапия помогает улучшить коммуникационные навыки, социальное взаимодействие и снизить уровни тревожности у детей с аутизмом;
  • 3
    синдром Дауна;
  • 4
    тугоухость;
  • 5
    гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ), терапия способствует улучшению концентрации внимания, снижению гиперактивности и импульсивности;
  • 6
    сенсомоторная алалия;
  • 7
    дизартрия;
  • 8
    нарушения в работе вестибулярного аппарата;
  • 9
    нарушения слуха, в некоторых случаях, например, при тугоухости, методика может помочь улучшить способность уха к восприятию звуковых сигналов;
  • 10
    дислексия, дисграфия;
  • 11
    эмоциональные и поведенческие проблемы, терапия звуком помогает стабилизировать эмоциональное состояние, снижает уровни тревожности и депрессии;
  • 12
    проблемы с успеваемостью в школе.

Противопоказания к применению метода «Томатис-терапия»

Несмотря на доказанную эффекты и безопасность метода, Томатис-терапия имеет противопоказания:
  • 1
    эпилепсия, так как пациенты с неконтролируемой эпилепсией могут испытывать ухудшение состояния из-за аудиостимуляции;
  • 2
    наличие кохлеарного импланта;
  • 3
    обострение любого заболевания;
  • 4
    психические расстройства, так как некоторые тяжелые психические расстройства могут усугубиться при воздействии интенсивных звуков;
  • 5
    кисты головного мозга;
  • 6
    острые воспалительные заболевания уха, поскольку терапия может вызвать дискомфорт или ухудшить состояние при наличии активного воспаления;
  • 7
    артериальная гипертензия в тяжелой форме.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Результативность курса Томатис

Результаты курса Томатис-терапии у каждого пациента будут разные, поскольку зависят от индивидуальных особенностей человека. Однако среди основных положительных эффектов можно выделить улучшение понимания обращенной речи, расширение словарного запаса, снижение нежелательного поведения и протестных реакций, развитие познавательных процессов.

Улучшение понимания обращенной речи

Многие пациенты замечают улучшение способности понимать и реагировать на обращенную к ним речь. Это особенно важно для детей с задержками речевого развития и аутизмом, так как способствует лучшему взаимодействию с окружающими и развитию коммуникационных навыков. Также это способствует развитию памяти, воображения и мышления.

Увеличение словаря

Расширение активного и пассивного словаря наблюдается у большинства пациентов после курса Томатис-терапии. Дети начинают использовать новые слова и выражения, что положительно сказывается на их успеваемости в школе или на занятиях в детском саду, а также на социальной адаптации.

Снижение нежелательного поведения и протестных реакций

Томатис-терапия способствует улучшению эмоционального состояния и снижению уровня тревожности. В результате дети становятся более спокойными, снижается количество протестных реакций и вспышек агрессии. Это важно для детей с РАС и СДВГ, так как помогает им лучше адаптироваться в учебной и социальной среде.

Развитие познавательных процессов

Методика Томатиса положительно влияет на развитие когнитивных функций, таких как память, внимание, способность к анализу и синтезу информации. Это помогает детям и взрослым лучше справляться с учебными, бытовыми и профессиональными задачами.

Около 95% родителей заметили, что после курса Томатис-терапии у их детей улучшились навыки общения, усидчивость, качество речи и память.

Кто проводит Томатис-терапию

Томатис-терапия должна проводиться квалифицированными специалистами, прошедшими специальное обучение и сертификацию в компании Tomatis. По образованию они могут быть психологами, логопедами, дефектологами или другими профессионалами, имеющими опыт работы с детьми и взрослыми с различными нарушениями.

После завершения обучения все специалисты Томатис остаются в профессиональном сообществе, в рамках которого регулярно обновляют свои знания на основе новых исследований из разных стран. Они также участвуют в профессиональных вебинарах и конференциях, постоянно совершенствуя свои навыки. Таким образом, компания поддерживает профессионализм своих специалистов.

Как проходит Томатис-терапия

Перед началом курса проводится предварительное обследование, включающее аудиометрическое тестирование и оценку когнитивных и речевых навыков. Это позволяет разработать индивидуальную программу терапии, максимально соответствующую потребностям пациента.

В процессе сеанса пациент надевает наушники и имеет возможность заниматься различными спокойными активностями, такими как рисование, игры, рукоделие, конструирование или сборка пазлов. Возможность заснуть во время терапии приветствуется, поскольку в этом случае мозг обрабатывает только транслируемый в наушники материал. В течение всего занятия предоставляются звуки различного тембра, интенсивности и частоты. Акустические стимулы последовательно сменяют друг друга, стимулируя работу слухового анализатора и головного мозга.

Курс Томатис-терапии обычно состоит из нескольких сессий:
  • 1
    Основная (30 часов).
    Прослушивание рекомендуется в течение 1–2 часов в день. Программа может включать 30 сеансов по 60 минут или 15 сеансов по 120 минут, в зависимости от выявленных проблем.
    Занятия проводятся ежедневно, с возможным перерывом 1–2 дня в неделю. Между сессиями рекомендуется делать перерыв от 2 до 4 недель. Полный курс обычно занимает от 4 до 5 месяцев.
  • 2
    Терапевтическая (26 часов).
    Прослушивание рекомендуется в течение 1–2 часов ежедневно. Программа может состоять из 26 сеансов по 60 минут или 13 сеансов по 120 минут в день. Занятия проводятся ежедневно, с возможным перерывом до 2 дней в неделю. Между сессиями рекомендуется делать перерыв от 1 до 2 месяцев.
  • 3
    Прослушивание голоса мамы (16 часов).
    Специальная программа с фильтрованным голосом матери, охватывающим диапазон частот от 9000 Гц до 500 Гц. Рекомендуемое время прослушивания от 1 до 2 часов в день.
После трех курсов эффективной работы происходит полная «настройка» уха. Между курсами необходимо делать перерыв.

Во время терапии каждого ребенка сопровождает дефектолог, специальный психолог или нейропсихолог. Они разрабатывают индивидуальную программу развивающих и коррекционных упражнений, учитывая особенности ребенка. Этот подход продемонстрировал высокую эффективность. Помимо 72 часов терапии по Методу Томатис, ребенок также получает еще 72 часа полноценной работы с дефектологом, что способствует достижению значимых результатов.

Отрицательные моменты методики Томатис

Отрицательные аспекты методики включают:
  • 1
    риск перестимуляции, что может вызвать нежелательные последствия, такие как перевозбуждение.
  • 2
    появление нежелательного поведения, которое часто встречается у нормотипичных детей, такие как страхи, упрямство, эмоциональность и т. д. Однако такое поведение может также быть признаком нормального развития, и не всегда оно однозначно отрицательное.
Чтобы избежать этих рисков:
  • 1
    Важно, чтобы родители всегда были на связи со специалистом. Это помогает им быть в курс прогресса ребенка, а специалист в свою очередь оставаться в курсе событий из жизни пациента и вовремя реагировать на любые негативные реакции.
  • 2
    Также важна постоянная обратная связь консультанта с педагогами, работающими с ребенком.
  • 3
    Не менее важно иметь индивидуальную программу для каждого ребенка, учитывая его особенности и потребности. Так как все дети разные, программа должна быть строго индивидуальной: для одного ребенка может быть возможно проводить сеансы «Томатиса» каждый день, в то время как для другого необходимы перерывы.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?