Классификация речевых нарушений

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Сегодня мы поговорим о такой важной теме, как расстройства речи у детей и взрослых. Наверняка многие из вас замечали, что кто-то испытывает трудности с произношением звуков, запинается при разговоре или путается в словах. Все это может быть признаками речевых нарушений — отклонений от нормального речевого развития.

По статистике, около 5–7% детей дошкольного возраста имеют те или иные речевые дефекты. Распространенность речевой патологии требует знаний о видах и причинах ее возникновения.

Татьяна Сергеевна

Автор статьи

Содержание статьи

Какие отклонения называют речевыми нарушениями

Речевые нарушения представляют собой стойкие отклонения от языковой нормы. Они могут затрагивать произношение звуков (их искажение, пропуск, замену), плавность речевого потока (заикание), формирование словарного запаса и грамматического строя речи. Также сюда относятся нарушения письма и чтения, полное отсутствие речи.

Дефекты речи негативно влияют на общее развитие ребенка, формирование познавательных процессов, поведения, социальную адаптацию. Поэтому очень важно вовремя распознать проблему и начать коррекционную работу.

По каким причинам возникают расстройства речи

Причины, приводящие к речевым расстройствам, можно разделить на две основные группы:
1. Органические (физиологические) — связаны с поражениями или аномалиями центральной и периферической нервной системы, строения артикуляционного аппарата.

К ним относятся:
  • 1
    родовые травмы и заболевания мозга, инфекции, опухоли;
  • 2
    тугоухость и глухота;
  • 3
    дефекты строения челюстей, языка, губ, нёба;
  • 4
    заболевания нервной системы (ДЦП, полиомиелит и др.).
2. Функциональные причины вызваны недостатками воспитания, стрессами, задержкой формирования психических функций.

Сюда относятся:
  • 1
    билингвизм,
  • 2
    гипер- и гипоопека,
  • 3
    педагогическая запущенность,
  • 4
    психотравмы,
  • 5
    наследственная предрасположенность.
Часто встречаются сочетания различных причин. Чтобы разобраться в них, давайте посмотрим на подробную классификацию речевых нарушений.

Разновидности речевых нарушений

Существует несколько подходов к систематизации многообразия речевой патологии. Рассмотрим основные из них:

Клинико-педагогическая классификация

Выделяет нарушения устной речи и нарушения письма с чтением.
  • 1
    К нарушениям устной речи относятся:
    • алалия (отсутствие или недоразвитие речи при нормальном физиологическом слухе и интеллекте);
    • дизартрия (нарушение артикуляции и просодики);
    • заикание;
    • дислалия (нарушение звукопроизношения);
    • ринолалия (дефекты из-за анатомических проблем).
  • 2
    К нарушениям письма и чтения относятся:
    • дислексия (расстройства процессов чтения);
    • дисграфия (невозможность овладеть письмом).

Психолого-педагогическая классификация

  • 1
    К недоразвитию речи относят системные расстройства типа общего недоразвития речи (ОНР), ФФНР (недоразвитие произносительной стороны речи), заикание.
  • 2
    К поврежденному развитию — частичные и специфические нарушения вследствие ранних органических поражений мозга. Например, ринолалия и дизартрия.

Заикание у детей

По статистике, в России около 5% детей дошкольного возраста страдают заиканием. Это распространенное речевое расстройство характеризуется:
  • 1
    судорожными запинками, растягиванием звуков и слогов;
  • 2
    вставкой дополнительных звуков, пауз, сопровождающимися напряжением мышц;
  • 3
    остановками, блокировками речевого потока.
Причины заикания у детей могут быть разными — перенесенные нейроинфекции, родовые травмы, нарушения воспитания, стрессы. Своевременная логопедическая помощь позволяет скорее преодолеть это расстройство.

Дислексия и дисграфия у детей

Дислексия — это частичное расстройство процессов чтения, обусловленное недостатками зрительного и слухового гнозиса, нарушениями внимания, памяти. Ребенок путает похожие буквы, пропускает, переставляет их.

Дисграфия — невозможность овладеть письмом из-за недоразвития фонематических процессов, зрительно-пространственных функций. На письме наблюдаются специфические ошибки-замены, пропуски, персеверации.
Оба нарушения требуют длительной коррекционной работы логопедов и психологов.

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей

Системное недоразвитие всех компонентов речи (звуковой, лексический, грамматический) по отношению к возрасту — это ОНР. Выделяют несколько уровней ОНР:

I уровень — ребенок использует жесты, лепетные слова.
II уровень — речь состоит из простых искаженных слов.
III уровень — развернутая фразовая речь с множеством ошибок.
IV уровень — некоторые звуки не произносятся, встречаются аграмматизмы.

Чем раньше началась коррекционная работа при ОНР, тем больше шансов преодолеть эту проблему к школе.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Классификация речевых расстройств

Рассмотрим основные группы речевых нарушений по типу преимущественно пораженного компонента речи.

Расстройства артикуляционного аппарата

Эта категория включает расстройства, связанные с анатомическими дефектами строения органов артикуляции:
  • 1
    Ринолалия
    Нарушение тембра голоса и звукопроизношения из-за врожденных расщелин неба, дефектов строения челюстей, носовой полости. При открытой ринолалии голос приобретает гнусавый оттенок.
  • 2
    Дизартрия
    Нарушения звукопроизношения, голосообразования, дыхания, плавности речи из-за недостаточной иннервации мышц артикуляционного аппарата. Часто сопутствует заболеваниям нервной системы.
  • 3
    Механическая дислалия
    Невозможность правильно произносить отдельные звуки из-за анатомических дефектов строения губ, языка, челюстей (укороченная уздечка, высокое небо и др.).

Расстройства голоса

Эта категория включает расстройства, связанные с анатомическими дефектами строения органов артикуляции:

Чем ребенку могут помочь родители?

К этой группе относятся расстройства голоса по силе, высоте, тембру. Они могут быть функциональными — при перегрузке голосового аппарата и неправильной голосоподаче. Или органическими— из-за поражений гортани, параличей мышц.

Основные виды нарушений голоса:
  • 1
    Афония
    Потеря голоса вследствие поражения гортани.
  • 2
    Дисфония
    Изменение тембра, хрипота, осиплость.
  • 3
    Брахилалия (хрипота)
    Осиплый, хриплый голос при парезах гортани.

Расстройства темпа речи

Эта группа объединяет нарушения плавности и темпо-ритмической организации речи:
  • 1
    Заикание
    Самое распространенное расстройство темпа речи с судорогами, запинками, растягиванием звуков.
  • 2
    Брадилалия (брадифразия)
    Патологическая замедленность, растянутость речи.
  • 3
    Тахилалия (тахифразия)
    Ускоренный темп речи.
Причинами могут быть поражения мозга, регулирующих плавность речи, либо функциональные расстройства.

Расстройства речевого развития

Сюда относятся комплексные нарушения, при которых страдают все компоненты речи — звуковой, лексический, грамматический:
  • 1
    Алалия
    Невозможность овладеть речью при сохранном интеллекте и слухе.
  • 2
    Общее недоразвитие речи (ОНР)
    Системное недоразвитие фонетики, лексики, грамматики.
  • 3
    Дизартрия
    Из-за нарушения иннервации речевой мускулатуры.
  • 4
    Заикание
    Распространенное нарушение темпа и ритма речи.
Своевременная диагностика и правильно подобранная логопедическая помощь крайне важны для преодоления системных речевых расстройств у детей.
В зависимости от вида патологии применяются специальные логопедические методики и технологии. Требуется систематический курс занятий.

Какие методы применяются для устранения речевых нарушений

Коррекция различных видов речевой патологии осуществляется по нескольким основным направлениям:
  • 1
    Диагностика речи и постановка заключения — базовый этап работы.
  • 2
    Формирование артикуляционной базы — развитие моторики органов артикуляции.
  • 3
    Постановка и отработка правильного произношения проблемных звуков.
  • 4
    Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа.
  • 5
    Обогащение словарного запаса, развитие лексико-грамматического строя.
  • 6
    Коррекция нарушений письма и чтения у школьников.
  • 7
    Развитие коммуникативных навыков общения.
В зависимости от вида патологии применяются специальные логопедические методики и технологии. Требуется систематический курс занятий.

Диагностика речи у детей

Своевременное выявление любых речевых расстройств очень важно. Логопедическая диагностика включает несколько этапов:
  • 1
    Сбор анамнеза о речевом развитии, перенесенных заболеваниях.
  • 2
    Обследование строения артикуляционного аппарата.
  • 3
    Изучение звукопроизношения в разных речевых ситуациях.
  • 4
    Проверка слоговой структуры слов и фонематического восприятия.
  • 5
    Оценка лексико-грамматического строя речи.
  • 6
    Изучение связной речи (пересказ, рассказ по картинке).
  • 7
    Обследование чтения и письма при необходимости.
По результатам составляется логопедическое заключение и программа коррекции. Раннее выявление нарушений — залог успешного преодоления речевых расстройств.

Итак, мы рассмотрели многообразие речевых нарушений, причины их появления, современные классификации и основные виды речевой патологии. Надеюсь, информация была полезна для понимания этой важной темы. При появлении первых признаков отклонений в речевом развитии ребенка не стоит медлить — своевременно обратитесь за консультацией к логопеду.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.
Похожие статьи
Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?