Что такое дисграфия. Виды, симптомы, причины

Сейчас письмо дается с трудом каждому третьему ребенку. Это связано со здоровьем и образом жизни школьников. Современные дети меньше двигаются и больше учатся. Хорошая новость: всё поправимо!
Статья подготовлена нашей командой Логопедия Дома, мы помогаем детям говорить грамотно, а также оказываем комплексную помощь и осуществляем коррекцию речи детей. Если вы хотите получить профессиональную помощь в устранении речевых и письменных дефектов у ребенка, запишитесь на бесплатную диагностику и наш логопед подберет для вас индивидуальный план коррекционной работы.


Дарья Константиновна

Автор статьи

Что такое дисграфия?

Это расстройство письма. Люди испытывают затруднения в написании букв, слов и предложений, а также в организации текста на странице.

Письмо - это сложный навык, который требует согласованной работы множества мозговых и моторных функций. В процессе письма мы должны правильно воспринимать звуки речи, анализировать их, выбирать соответствующие буквы и затем передавать их на бумагу при помощи движений руки и пальцев. Один или несколько этапов этого процесса могут быть нарушены.
Дисграфия зачастую проявляется у детей разного возраста.

У младших школьников она проявляется в трудностях с формированием букв, путанице в написании слов и ошибками в организации текста.
У старших школьников и подростков сказывается на грамматической стороне письма, а также на умении строить связный текст и соблюдать логическую структуру.

Причины дисграфии.

Причины этого расстройства могут быть разнообразными и включать как генетические факторы, так и проблемы с моторикой рук, слабость мышц пальцев и недостаточное развитие координации движений.
  • 1
    Одна из возможных причин - генетический фактор.
    Влияние на развитие дисграфии также могут оказывать проблемы с моторикой рук. Дети могут испытывать трудности с контролем движений рук и пальцев, что затрудняет им написание букв и слов. Слабость мышц пальцев затрудняет выполнение точных и уверенных движений, необходимых для правильного письма.
  • 2
    Недостаточное развитие координации движений.
    Координация движений - это способность контролировать и согласовывать движения разных частей тела. Если у малыша есть проблемы с координацией движений, он испытывает трудности с написанием букв и слов.
  • 3
    Нарушения в обработке звуков и восприятии речи.
    Некоторые дети имеют проблемы с распознаванием и различением звуков, что затрудняет им правильное написание слов. Они могут иметь трудности с аудированием и восприятием речи, что влияет на способность правильно передавать звуки в письменной форме.

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с письмом есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Признаки нарушений письма могут проявляться уже у младших школьников. Малыш может испытывать трудности в написании букв, путать их порядок или форму, делать ошибки в написании слов.
Также дети могут испытывать трудности в организации текста на странице, неуместно использовать пунктуацию и иметь проблемы с грамматикой.

Основные виды дисграфии.

  • 1
    Акустическая дисграфия
    Это нарушение, связанное с трудностями в аудировании и восприятии звуков речи. Дети могут испытывать трудности в написании слов, которые звучат по-разному, но имеют одинаковое написание. Например заменять буквы, соответствующие близким звукам (с-ш, р-л, б-п, т-д и так далее).
  • 2
    Артикулярно-акустическая дисграфия
    Это комбинированное нарушение, которое объединяет проблемы в артикуляции звуков речи и их аудировании. Человек может испытывать трудности в написании слов, содержащих звуки, которые он не может правильно произнести.
  • 3
    Оптическая дисграфия
    Это нарушение, связанное с трудностями в визуальном восприятии и запоминании букв и слов. Дети могут путать оптически схожие буквы.
  • 4
    Аграмматическая дисграфия
    Это нарушение, связанное с трудностями в использовании правильной грамматики и пунктуации. Малыш может делать ошибки в построении предложений и использовании правильных грамматических форм.
  • 5
    Нарушения языкового анализа и синтеза
    Это расстройство, которое проявляется в трудностях с пониманием и воспроизведением звуков речи. Это может быть связано с проблемами в анализе звуков, которые составляют слова, или с трудностями в синтезе звуков для создания слов.
Нарушения языкового анализа и синтеза могут быть серьезным препятствием для развития ребенка.

Что делать, если у ребенка дисграфия?

Важно принять меры. Существует несколько подходов к коррекции:
  • 1
    Развивать моторику
    Занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук, помогут улучшить навыки письма.

    Это игры с конструкторами, лепка из пластилина, рисование по точкам или по шаблонам, использование крупных кистей и мелков для рисования на больших поверхностях. Такие занятия помогут развить мелкую моторику, что в свою очередь улучшит навыки письма.
  • 2
    Заниматься со специалистом
    обращение к логопеду или специалисту по речевой терапии поможет малышу развить навыки письма и исправить нарушения.

    Специалист проведет диагностику и определит основные проблемы, с которыми сталкивается ребенок. Затем он разработает индивидуальную программу занятий, которая будет направлена на исправление нарушений и развитие навыков письма. В процессе работы со специалистом младший школьник будет получать не только уроки письма, но и упражнения на развитие внимания, памяти, моторики и других навыков, необходимых для успешного обучения.

    Также важно предоставить ребенку дополнительную помощь и поддержку, например, предоставить ему доступ к компьютеру или использовать специальные инструменты для облегчения процесса письма, такие как ластики для карандаша или специальные ручки с эргономичными ручко держателями. Все это поможет ребенку преодолеть трудности, связанные с дисграфией, и развить навыки письма.
  • 3
    Поддерживать ребенка
    Не допускать появления негативных эмоций и стимулировать его к развитию навыков письма.

    Родители и учителя должны быть терпеливыми и понимающими, не критиковать и не осуждать ребенка за его трудности с письмом. Вместо этого, они должны поощрять его усилия, давать положительные оценки за прогресс и стимулировать его к развитию навыков письма.

    Также важно предоставить ребенку дополнительную помощь и поддержку, например, предоставить ему доступ к компьютеру или использовать специальные инструменты для облегчения процесса письма, такие как ластики для карандаша или специальные ручки с эргономичными ручко-держателями. Все это поможет ребенку преодолеть трудности, связанные с дисграфией, и развить навыки письма.

Можно ли устранить дисграфию у ребенка?

Коррекция возможна, но требует времени и усилий как со стороны ребенка, так и со стороны его окружения. Регулярные занятия и поддержка помогут ребенку преодолеть трудности.

Если у вас возникли вопросы или требуется помощь в коррекции дисграфии у ребенка, вы можете обратиться к нашим логопедам. Они помогут вам разработать индивидуальную программу для ребенка и провести эффективные занятия. В процессе работы со логопедами ваш малыш будет получать не только уроки письма, но и упражнения на развитие внимания, памяти, моторики и других навыков, необходимых для успешного обучения.

Не откладывайте заботу о речевом развитии вашего ребенка!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?