Автоматизация звука [Ш] у детей

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Звук [Ш] — один из самых сложных для правильного произношения в русском языке. Он относится к группе шипящих согласных и требует особой артикуляционной работы. Поэтому неудивительно, что многие дети испытывают трудности с постановкой и автоматизацией этого звука.

Если вы заметили, что ваш ребенок неправильно произносит [Ш] или вовсе заменяет его другими звуками, не стоит оставлять это без внимания. Чем раньше начать работу над исправлением дефекта, тем лучше. Оптимальный возраст - 4-5 лет, когда у малыша уже должен быть сформирован достаточный словарный запас и он может свободно общаться, разборчиво выговаривая все звуки.

Обязательно обратитесь к квалифицированному логопеду. Специалист проведет диагностику, найдет причины нарушения произношения и составит индивидуальный план занятий для вашего ребенка. Ведь порой проблема кроется не только в особенностях артикуляции, но и в строении речевого аппарата, слуховом восприятии и других факторах.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Автоматизация звука [Ш] в слогах

Работа по закреплению правильного произнесения звука [Ш] начинается с упражнений на слоги. Это важный этап, который помогает ребенку хорошо уловить и отработать нужную артикуляцию будущего звука в разных позициях.
  • 1
    Сначала логопед предлагает малышу повторять прямые открытые слоги:
    ША-ША-ША
    ШО-ШО-ШО
    ШУ-ШУ-ШУ
    ШИ-ШИ-ШИ
    Обратите внимание на положение губ — они должны быть округлены и слегка выдвинуты вперед. Язык принимает форму «чашечки» и поднимается к альвеолам за верхними зубами. Боковые края языка прилегают к коренным зубам сверху. Зубы при этом должны быть сближены. Выдыхаемый воздух — теплый, что можно проверить рукой, поднеся ее ко рту. Важно не надувать щеки!
  • 2
    После освоения прямых слогов переходим к обратным закрытым:
    АШ-ОШ-УШ-ЫШ
    АШ-ЯШ-УШ-ЮШ
    ЯШ-ЁШ-ЮШ-ИШ-ЕШ
    ЯШ-ЁШ-ЮШ-УШ
  • 3
    Следующий этап — интервокальная позиция, когда звук [Ш] оказывается между гласными:
    АША-АШО-АШУ-АШИ
    УША-УШО-УШУ-УШИ 
    ОША-ОШО-ОШУ-ОШИ
    ИША-ИШО-ИШУ-ИШИ
  • 4
    Затем логопед вводит прямые слоги со стечением согласных — это существенно усложняет артикуляцию:
    ШТА-ШТО-ШТУ-ШТЭ-ШТЫ
    ШКА-ШКО-ШКУ-ШКЭ-ШКЫ
    ШМА-ШМО-ШМУ-ШМЭ-ШМЫ
    ШВА-ШВО-ШВУ-ШВЭ-ШВЫ
    ШПА-ШПО-ШПУ-ШПЭ-ШПЫ
    ШНА-ШНО-ШНУ-ШНЭ-ШНЫ
  • 5
    И, наконец, обратные слоги со стечением согласных на концах:
    АШТ-ОШТ-УШТ-ЫШТ
    ИШТ-ЕШТ-ЁШТ-ЮШТ-ЯШТ
    АШК-ОШК-УШК-ЫШК
    ИШК-ЕШК-ЁШК-ЮШК-ЯШК
Все упражнения выполняются многократно, чтобы ребенок как следует закрепил артикуляцию звука [Ш] во всевозможных сочетаниях. Не торопите малыша, идите в комфортном для него темпе. Хвалите за старания и первые успехи. Ведь этот этап — очень важное основание для дальнейшей работы.

Автоматизация звука [Ш] в словах

После успешного закрепления артикуляции звука [Ш] в слогах можно переходить к следующему важному этапу — автоматизации его в словах. Здесь ребенок учится четко и правильно произносить звук [Ш] в разных позициях: в начале слова, середине и конце.

Сначала логопед отрабатывает произношение слов, где звук [Ш] находится в начальной позиции:

[ША] — шалун, шахматы, шайка, шаблон, шаман, шесть, шатен, шанс, шаль, шатун, шахта.
[ШО] — шов, шок, шоколад, шелк.
[ШУ] — шум, шумовка, шутник, шут, шуметь, шутить.
[ШЕ] — шелест, шевелить, шелковод, шелуха, шейка, шея, шевелюра.
[ШИ] — шипы, шина, шитье, шипеть, шиповник.
А также слова со стечением согласных в начале:
  • 1
    шпага, шпилька, шпана, шпала;
  • 2
    шлепок, шлепанцы, шланг;
  • 3
    шнурок, шмель, шмат.
Ребенок повторяет эти слова за логопедом, четко выговаривая звук [Ш] с правильной артикуляцией. Важно обращать внимание не только на звук, но и на ударение, оглушение звонких согласных на конце слова и другие тонкости произношения.

Затем логопед предлагает слова, где [Ш] находится в середине:

[ША] — каша, ваша, Даша, кашалот, Паша, кушать, туша, душа, мешать, крыша.
[ШО] — капюшон, голышом, мешок, тушенка, черешок, ремешок, порошок.
[ШУ] — пишу, кошу, ношу, дышу, укушу.
[ШЕ] — мишень, утешение, решение, кашель, бешеный, душевный.
[ШИ] — машина, вышивать, кувшин, тишина, пушинка, машинист, пришили, ушиб, решили.

Также слова со стечением согласных в середине:
  • 1
    каштан, кошмар, кошка, опушка;
  • 2
    букашка, милашка, пышка, Яшка, покрышка.
И, наконец, слова, где [Ш] стоит на конце:

[АШ] — карандаш, ваш, наш, гуашь, торгаш, шантаж.
[УШ] — тушь, душ, коклюш.
[ЫШ] — камыш, детеныш, мышь, малыш, ландыш.
[ИШ] — шумишь, финиш, мякиш, пилишь, тишь.
[ЁШ] — пьешь, поешь, льешь, берешь, трешь.

На этом этапе очень важно использовать наглядность — красочные карточки или муляжи с изображением отрабатываемых предметов. Это поможет ребенку лучше запомнить новые слова и закрепить правильное произнесение звука [Ш].
Кроме того, обязательно включайте эти слова в живую речь, обращенную к малышу. Просите его повторять за вами, хвалите за правильное произношение. Не забывайте регулярно возвращаться к уже пройденному материалу — это закрепит полученные навыки.

Только после полного усвоения произношения звука [Ш] в словах можно переходить к следующему этапу автоматизации — в словосочетаниях, предложениях и связных текстах.

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с речью есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Автоматизация звука [Ш] в словосочетаниях

Когда артикуляция звука [Ш] в слогах будет поставлена, можно переходить к следующему этапу — словосочетаниям. Здесь ребенку предстоит закрепить полученные навыки в более протяженных речевых конструкциях.
Вот примеры словосочетаний для автоматизации звука [Ш]:
  • 1
    «Шепчет Наташа».
  • 2
    «Широкий шалаш».
  • 3
    «Наша бабушка».
  • 4
    «Шумят камыши».
  • 5
    «Душистые ландыши».
  • 6
    «Тушеный шпинат».
  • 7
    «Наташины калоши».
  • 8
    «Дашина шапка».
  • 9
    «Наша школа».
  • 10
    «Пушистая шапка».
  • 11
    «Дедушкины шахматы».
  • 12
    «Новая подушка».
  • 13
    «Новая ушанка».
  • 14
    «Двойной шов».
  • 15
    «Швейная машинка».
Логопед произносит словосочетание, затем ребенок повторяет его четко и правильно. Если есть ошибки, взрослый поправляет и просит повторить еще раз. Можно закреплять материал при помощи игр, например, «Эхо» — логопед говорит фразу, малыш ее «эхом» повторяет.

Важно акцентировать внимание не только на звуке [Ш], но и на других моментах: правильном ударении, интонации, темпе речи.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях

После освоения словосочетаний переходим к следующему важному этапу — автоматизации звука [Ш] в предложениях разной длины и сложности. Это хорошо готовит ребенка к последующей работе с текстами и связной речью.

Обычно логопед начинает с коротких фраз из 3-4 слов:
  • 1
    «У Яши машина».
  • 2
    «Бабушка вышивает петушка».
  • 3
    «У Маши шуба».
  • 4
    «Камыши шумят тихо».
  • 5
    «У Яшиной машины шины».
  • 6
    «Бабушка шьет штанишки Яше».
  • 7
    «Бабушка шьет штанишки Яше».
  • 8
    «Маша пьет вишневый компот».
  • 9
    «Мишутка дует на пушинки».
Ребенок должен четко проговаривать каждое предложение, выделяя хорошей артикуляцией звук [Ш] во всех позициях — в начале, середине и конце слов. Не забывайте также о других моментах: правильном ударении, интонации, паузации.

Затем логопед усложняет задание и предлагает фразы из 5-6 слов:
  • 1
    «Дома у Яши мешок каштанов».
  • 2
    «У кошки ушки на макушке».
  • 3
    «Мама шьет на швейной машинке».
  • 4
    «Паша катает мишку на машине».
  • 5
    «У Паши и Даши мышонок Пушок».
  • 6
    «Мама мышь и мышата едят шпинат».
  • 7
    «У мышки — мышата, у кошки — котята».
Эти предложения уже достаточно длинные и сложные для речевого аппарата ребенка. Поэтому очень важно многократно их проговаривать, выделяя все звуки четко и правильно. При ошибках сразу останавливайте малыша, просите повторить верно.

На данном этапе автоматизации звук [Ш] должен постепенно закрепляться в речи ребенка. Поэтому активно используйте эти предложения в своей повседневной речи, обращенной к малышу. Хвалите его за каждое правильное произнесение.

Автоматизация звука [Ш] в тексте

Кульминация всей проделанной работы — автоматизация звука [Ш] в связных текстах и рассказах. Ребенок учится свободно использовать отработанный звук в потоке речи, соблюдая все нормы произношения.

Для этого логопед предлагает ребенку прочитать вслух подготовленные тексты, например, рассказ «Пушок — шалун»:
«Был у Даши кот Пушок. Ушла Даша в школу, а Пушок ее дома поджидал. Днем вошла Даша в дом и ахнула! На полу валялись бабушкина шаль и папина шапка-ушанка. Мамины шлепанцы лежали в ее шляпе на шкафу! Кот-шалун сидел под вешалкой и шевелил ушами».

Взрослый следит, чтобы малыш четко и правильно произносил звук [Ш] во всех позициях — в начале, середине и конце слов. Также важно соблюдать нормы ударения, интонации и паузации. Все ошибки нужно фиксировать и сразу исправлять путем многократного повторения участков текста.

Для разнообразия можно использовать разные виды текстов: сказки, рассказы, стихи, скороговорки, чистоговорки. Это не только закрепит звук [Ш], но и обогатит словарный запас, разовьет навыки выразительного чтения.
Очень полезно придумывать собственные истории и рассказы вместе с ребенком, активно используя в них слова со звуком [Ш]. Это творческое занятие как нельзя лучше закрепит автоматизацию в речи.

Автоматизация звука [Ш] в стихотворениях

Стихи и скороговорки — отличный речевой материал для закрепления звука [Ш] в занимательной форме. Они интересны детям, а ритмичность и рифма помогают лучше усваивать и запоминать предложенные конструкции.

Вот некоторые примеры:
  • 1
    «Ши-ши-ши, ши-ши-ши
    Что-то шепчут камыши.
    Ше-ше-ше, ше-ше-ше
    Это утка в камыше.
    Ша-ша-ша, ша-ша-ша
    Выходи из камыша...»
  • 2
    «Петушок, петушок!
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Шелкова бородушка!
    Что ты рано поешь,
    Детям спать не даешь!»
  • 3
    «Школьник, школьник, ты силач:
    Шар земной несешь, как мяч».
  • 4
    «Мышонок шепчет мыши:
    — Ты что шуршишь, не спишь!
    Мышонку мышь:
    — Шуршать я буду тише».
Логопед читает ребенку стихотворение, сначала ставя ударение на звук [Ш] и выделяя его протяжным произношением. Затем малыш пересказывает стихи вслед за взрослым, стараясь громко, четко и правильно выговаривать звук [Ш]. Не забывайте о других важных моментах: ритме, рифме, интонировании.

Хорошим дополнением к таким речевым упражнениям будут красочные картинки. Визуальная опора очень помогает детям правильно проартикулировать звук и повысит их интерес к занятию.

Регулярно разучивайте новые стишки, а старые время от времени повторяйте. Это не только закрепит звук [Ш], но и развитие памяти, внимания, речевого слуха и речевых навыков в целом у вашего малыша.

Игры на автоматизацию звука [Ш]

Чтобы процесс автоматизации звука [Ш] был максимально эффективным и интересным для ребенка, логопеды активно используют игровой метод. Игры помогают удерживать внимание и вовлеченность малыша, а также разнообразить однообразные артикуляционные упражнения.
  • 1
    Одна из популярных игр — «Что в шкафу у Маши и Миши?»
    Логопед задает вопрос: «Какие вещи в шкафу у Маши, а какие у Миши?». Ребенок должен выбрать подходящие картинки с изображениями предметов и назвать их вслух, четко проговаривая звук [Ш].

    Например: «У Маши в шкафу шапка, гуашь, шуба». «У Миши в шкафу клюшка, рубашка, шахматы».

    Игра тренирует не только правильное произнесение звука [Ш], но и расширяет словарный запас ребенка, развивает зрительное восприятие и ассоциативное мышление.
  • 2
    Еще одна веселая игра, которую можно проводить с несколькими детьми — «Кот на крыше»:
    Один из играющих изображает кота — он садится на стул и закрывает глаза. Остальные дети —«мышки». Они тихонько крадутся к «коту» и приговаривают вполголоса:

    «Тише, мыши... Тише, мыши... Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись. И коту не попадись...»

    После этих слов «кот» просыпается и начинает ловить «мышек». Те убегают, стараясь попасть в отгороженную зону — «мышкин домик», куда «коту» вход закрыт.

    Пойманная «мышка» должна произнести 2-3 слова или фразу со звуком [Ш], например: «Мышонок Пушок шуршит», «Не шуми, Мишутка». И игра продолжается, пока все «мышки» не окажутся в ловушке.
Такие веселые игры с движением очень нравятся детям. А постоянное повторение слов со звуком [Ш] закрепляет правильную артикуляцию и автоматизирует его в речи малыша.

Рекомендации

Для полной и успешной автоматизации звука [Ш] очень важны регулярные занятия как с логопедом в специализированном центре, так и домашние тренировки с родителями и близкими. Только в этом случае удастся достичь стойкого результата.

Дома нужно ежедневно уделять хотя бы 10-15 минут речевым упражнениям, повторяя пройденный с логопедом материал. Обязательны:
  • 1
    Артикуляционная гимнастика.
  • 2
    Проговаривание слогов, слов, предложений, текстов, стихов, скороговорок, чистоговорок.
  • 3
    Игры на автоматизацию звука [Ш].
  • 4
    Использование красочного иллюстративного материала.
Очень важно хвалить ребенка за старания и успехи, проявлять терпение и доброжелательность. Если заниматься ежедневно, в игровой форме и с поддержкой близких — результат обязательно будет!

Ошибки при произнесении звука [Ш] нужно фиксировать и сразу же исправлять путем многократного повторения. Не ленитесь объяснять ребенку правильную артикуляцию, показывать положение губ, языка, направление воздушной струи.

Со временем упражнения можно разнообразить: придумывать свои стихи и скороговорки, составлять рассказы и сказки совместно с ребенком. Главное — активно использовать в речи слова со звуком [Ш] во всех позициях.

Если будете следовать всем рекомендациям логопеда, проявлять терпение и упорство, результат не заставит себя ждать. Звук [Ш] прочно закрепится в речи вашего малыша! Удачи вам в этом нелегком, но очень важном деле.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?