Виды дисграфии у младших школьников

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Родители могут быть удивлены, узнав от учителя начальных классов, что их ребенок сталкивается с трудностями в письме. Часто бывает, что ученик, только начавший школьное обучение, делает много характерных ошибок при написании слов и, несмотря на усилия, выполняет письменные работы очень медленно и неряшливо. Это могут быть признаки дисграфии — особого логопедического расстройства.

Дисграфия у младших школьников — это специфическое нарушение письма, которое выражается в стойких и характерных ошибках. Существует несколько видов дисграфии, каждый из которых имеет свои особенности. Их мы подробно рассмотрим в этой статье.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Дисграфия является относительно частым логопедическим нарушением, при котором страдает письменное выражение речи. Это расстройство обнаруживается примерно у 30% школьников. У младших школьников проблемы с письмом часто связаны с незрелостью когнитивных функций и несогласованностью работы различных участков мозга, отвечающих за восприятие и моторику.

Обычно дисграфия выявляется на начальном этапе школьного образования, когда дети уже имеют писать. Во время выполнения письменных упражнений у детей могут возникать фонетические ошибки разного типа.

Дети с дисграфией могут путать звучание похожих букв, таких как «з» и «с», или «ж» и «ш», что приводит к ошибкам в словах. Они также могут пропускать буквы или добавлять лишние, писать слова слитно и допускать другие ошибки.

Изначально, учителя могут ошибочно считать это проявлением лени или невнимательности ученика. Но на самом деле, эти дети прилагают много усилий к заданиям, однако из-за особенностей развития не могут правильно писать слова.

К примеру, ошибка ученика без дисграфии в слове «предложение» может выглядеть как «придложение», в то время как ученик с дисграфией может написать «бретлошение». Это подчеркивает специфику нарушения.

Часто дети с дисграфией пишут неаккуратно и медленно, не успевая за своими одноклассниками, что вызывает у них раздражительность и низкую самооценку. Кроме того, дисграфия может сопровождаться дислексией и другими речевыми нарушениями.

Основные виды дисграфии

Существует четыре основных видов дисграфии, каждый из которых имеет свои характерные особенности, которые мы опишем ниже.

Каждый из этих видов дисграфии требует индивидуального подхода в коррекции и обучении, чтобы помочь ребенку преодолеть трудности с письменной речью.

Акустическая дисграфия

Ребенок, который корректно произносит слова и не имеет проблем со слухом, может все же столкнуться с трудностями при письме, заменяя буквы на похожие по звучанию. Это касается как гласных, так и согласных, звонких и глухих, шипящих и свистящих звуков. Также ученик может ошибаться при написании букв в мягкой форме.

Вот несколько примеров таких ошибок:

«дикданд» вместо «диктант»

«масина» вместо «машина»

«сыпленок» вместо «цыпленок»

«лублу» вместо «люблю»

«сьюртук» вместо «сюртук»

Эти ошибки являются признаками фонетико-фонематической дисграфии, при которой ребенок испытывает затруднения с восприятием и воспроизведением звуковой структуры слова.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Артикулярно-акустическая дисграфия

Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает из-за нарушений произношения звуков и неправильного слухового восприятия. Дети с этим типом дисграфии часто пишут слова так, как они их слышат или произносят, что приводит к замене одних звуков на другие.

В этом случае проблемы с письмом часто могут быть связаны с неправильным произношением слов. Однако, в случае, когда ребенок имеет логопедические проблемы, его ошибки в письменной речи отражают именно эти трудности с произношением. Таким образом, неверное произношение может привести к ошибкам при письме, поскольку ребенок записывает слова так, как он их слышит или произносит.

Вот примеры ошибок, которые могут возникнуть из-за неправильного произношения:

«лыба» вместо «рыба»

«лабота» вместо «работа»

«заяс» вместо «заяц»

«сапка» вместо «шапка»

«наса скола» вместо «наша школа»

Эти ошибки указывают на то, что ребенок может нуждаться в помощи логопеда для коррекции произношения, что в свою очередь может помочь улучшить и письменные навыки.

Оптическая дисграфия

Оптическая дисграфия характеризуется трудностями в зрительном восприятии и воспроизведении графических образов букв. Дети могут путать буквы, похожие по внешнему виду, или неправильно воспроизводить их элементы.

Трудности с визуальным восприятием и воспроизведением письменных символов у детей могут проявляться в добавлении несуществующих элементов к буквам, упущении необходимых деталей или зеркальном их отображении. Это особенно заметно у детей-левшей, которые могут испытывать дополнительные сложности из-за особенностей восприятия пространства и направления.

Примеры ошибок:

Ребенок путает буквы, похожие по форме, такие как «и» и «ш», или «о» и «а».

Возможна потеря элементов в символах, например, когда «А» становится похожим на «Л».

Зеркальное отображение букв, такое как «Е», которое ребенок может написать как «З».

Эти особенности могут быть связаны с различными причинами, включая дислексию или другие специфические обучающие трудности, и часто требуют индивидуального подхода в обучении и коррекции.

Аграмматическая дисграфия

Аграмматическая дисграфия проявляется в нарушении грамматического строя речи и письма. Дети с этим типом дисграфии часто делают ошибки в согласовании слов в предложении, использовании окончаний и предлогов.

Дисграфия, связанная с грамматическими ошибками, часто становится заметной у детей, когда они начинают осваивать более сложные аспекты языка. Это проявляется в виде ошибок при склонении слов, согласовании слов в предложении, образовании множественного числа и его использовании, а также при построении сложных предложений. Проблемы могут возникать и при формировании уменьшительно-ласкательных форм и относительных прилагательных.

Примеры ошибок:

«хороший девочка» вместо «хорошая девочка»

«доброму мальчик» вместо «добрый мальчик»

«дерева» вместо «деревья»

«рукавы» вместо «рукава»

«котенки» вместо «котята»

«одна чашки» вместо «одна чашка»

«кожевый» вместо «кожаный»

Дети из двуязычных семей действительно могут столкнуться с дополнительными трудностями, поскольку они учатся выражаться на двух языках одновременно. Это может привести к путанице и ошибкам в письме на одном или обоих языках. Важно обеспечить таким детям поддержку и практику в обоих языках, чтобы помочь им развивать навыки письма без ошибок.

Нарушения языкового анализа и синтеза

Дисграфия, проявляющаяся в повторении слов, пропуске частей предложения, случайной перестановке слогов и слитном написании нескольких слов, указывает на трудности ребенка с фонематическим восприятием и анализом слов. Это приводит к ошибкам в написании слов, когда ученик пропускает буквы, добавляет лишние слоги или меняет их местами.

Например:

«лодк» вместо «лодка»

«магази» вместо «магазин»

«лес ник» вместо «лесник»

«вскоч ил» вместо «вскочил»

«кулбок» вместо «клубок»

«весена» вместо «весна»

«моцикл» вместо «мотоцикл»

«казерло» вместо «зеркало»

«глва» вместо «голова»

Для коррекции таких ошибок важно развивать у ребенка фонематическое восприятие и умение анализировать слова на слоги и звуки. Пространственная ориентировка и игры на разделение слов на слоги, упражнения на выделение и подбор рифм, а также задания на составление слов из слогов могут помочь улучшить навыки письма.

Можно ли устранить дисграфию у ребенка?

Да, дисграфию у ребенка можно устранить или значительно уменьшить ее проявления с помощью правильного подхода и комплексных мер. Успешность коррекции зависит от своевременной диагностики и индивидуального подхода к каждому ребенку. Первым шагом является тщательная диагностика, включающая оценку уровня развития речи, слуха, зрения и моторики. Это позволяет определить конкретный тип дисграфии и степень его выраженности.

Работа с логопедом играет ключевую роль в коррекции дисграфии. Логопеды разрабатывают индивидуальные программы, включающие упражнения на развитие фонематического слуха, артикуляции и моторики. Педагоги могут использовать адаптированные методы обучения, которые помогают детям справляться с трудностями письма, такие как использование визуальных и тактильных материалов и поэтапное освоение навыков письма.

Упражнения и игры, направленные на развитие моторики, зрительного восприятия и фонематического слуха, также могут быть очень полезны. Эти упражнения помогают детям улучшить координацию движений, различение звуков и зрительное восприятие букв и слов. Родителям в этом процессе важно заниматься с ребенком дома по рекомендациям специалистов и создавая положительную мотивацию.

В некоторых случаях может потребоваться консультация невролога или психотерапевта для выявления и лечения сопутствующих нарушений, таких как СДВГ или тревожные расстройства. Коррекция дисграфии — это длительный процесс, требующий постоянного внимания и усилий со стороны специалистов, педагогов и родителей. Однако при систематическом подходе и использовании правильных методов можно добиться значительных улучшений и помочь ребенку успешно освоить навыки письма.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?