• /
  • /

Традиционные и современные методы коррекции слоговой структуры слова у детей с ОНР

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем про виды и причины нарушений слоговой структуры слова. Также вы узнаете, какие методы коррекции используются логопедами.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Задачи речевого развития в ФГОС ДО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) стал важным этапом в современном подходе к воспитанию и обучению детей в дошкольных учреждениях России. Одной из ключевых задач ФГОС ДО является создание условий для гармоничного речевого развития ребёнка, что является основой для формирования его личностных качеств, когнитивных навыков и социализации. Основные задачи речевого развития в контексте ФГОС ДО:
  • 1
    Формирование коммуникативных умений.
    Одной из главных задач речевого развития в рамках ФГОС ДО является развитие у детей коммуникативных умений и навыков. Это включает в себя:

    • Слушание. Обучение детей умению внимательно слушать собеседника, понимать его речь и реагировать на нее.
    • Говорение. Содействие развитию активной речи через упражнения на описание, пересказ, диалог и монолог.
    • Чтение. Формирование интереса к чтению, через совместное чтение книг, обсуждение прочитанного, развитие понимания прочитанного текста.
    • Письмо. Введение в элементы письма с целью подготовки к освоению письма в более старшем возрасте.
  • 2
    Развитие фонематического восприятия.
    Фонематическое восприятие играет ключевую роль в речевом развитии детей. В рамках ФГОС ДО предполагается:

    • Использование игр и упражнений, направленных на развитие фонематического слуха (определение звуков в словах, различение гласных и согласных).
    • Развитие навыков звукового анализа и синтеза, что закладывает основу для благополучного процесса обучения в будущем.
  • 3
    Расширение словарного запаса.
    Развитие словарного запаса является одной из первостепенных задач. В соответствии с ФГОС ДО:

    • Необходимо активно использовать различные способы обогащения словарного запаса детей: обсуждение новых слов, использование синонимов и антонимов.
    • Введение в активный словарь детей слов, употребляемых в повседневной жизни, а также элементов специальной терминологии (например, в ботанике, зоологии).
  • 4
    Развитие грамматической стороны речи.
    ФГОС ДО подчеркивает важность грамматической стороны речи, включая:

    • Ознакомление детей с основами грамматики через игры и творческую деятельность, что способствует правильному построению предложений.
    • Стимулирование детей к использованию сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, что позволит развивать их речевую гибкость и разнообразие.
  • 5
    Создание языковой среды.
    Важной задачей является создание развивающей языковой среды:

    • Организация пространства, в котором дети могут свободно общаться, задавать вопросы и экспериментировать с речью.
    • Включение в образовательный процесс различных форм работы: диалоги, ролевые игры, театрализованные представления, что способствует активному использованию языка в контексте.
  • 6
    Включение родителей в процесс речевого развития.
    ФГОС ДО акцентирует внимание на значимости сотрудничества с родителями:

    • Проведение информационных мероприятий для родителей о методах речевого развития детей.
    • Вовлечение родителей в образовательный процесс через совместные занятия и мероприятия, что создает сплоченную атмосферу и поддержку дома.

Виды нарушений слоговой структуры слова

Нарушения слоговой структуры слова могут значительно повлиять на качество речи и общение ребенка. Эти нарушения могут проявляться по-разному, и их понимание важно для диагностики и коррекции речевых проблем.

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова:
  • 1
    Нарушение количества слогов:
    • Сокращение (пропуск) слога: «моток» вместо «молоток»;
    • Опускание слогообразующей гласной: «пинино» вместо «пианино»;
    • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» вместо «комната».
  • 2
    Нарушение последовательности слогов в слове:
    • Перестановка слогов: «деворе» вместо «дерево»;
    • Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» вместо «бегемот».
  • 3
    Искажение структуры отдельного слога:
    • Сокращение стечений согласных: «тул» вместо «стул»;
    • Вставка согласных в слог: «лимонт» вместо «лимон».
  • 4
    Уподобление слогов: «кококосы» вместо «абрикосы».
  • 5
    Персеверации (циклическое повторение одного слога).
  • 6
    Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» вместо «ананасы».
  • 7
    Контаминации (смешение элементов слов): «кабудка» вместо «конура» + «будка».

Причины нарушений слоговой структуры слова

Нарушения слоговой структуры речи у детей могут иметь различные причины. Наиболее распространенные из них включают диспраксию, дизартрию, проблемы со слухоречевой памятью, нарушения пространственных представлений и нарушения слухового восприятия. Понимание этих причин поможет родителям и педагогам более эффективно поддерживать детей с такими нарушениями.

Диспраксия

Диспраксия — это нарушение моторного контроля, которое проявляется в трудностях с выполнением координированных движений, необходимых для артикуляции. У детей с диспраксией могут возникать проблемы с правильным произношением слов и слогов, что зачастую приводит к искажению слоговой структуры. Причинами диспраксии могут быть:
  • 1
    Генетическая предрасположенность.
  • 2
    Нейропсихологические отклонения.
  • 3
    Отклонения в развитии мозга на этапе формирования.

Дизартрия

Дизартрия — это нарушение речи, вызванное поражением нервной системы, которое влияет на мышцы, отвечающие за артикуляцию. Дети с дизартрией могут испытывать трудности в произнесении определенных звуков и слогов, что также сказывается на их речевой активности. Основные причины дизартрии:
  • 1
    Неврологические заболевания (церебральный паралич, травмы мозга).
  • 2
    Инфекции, поражающие центральную нервную систему (менингит, энцефалит).
  • 3
    Генетические факторы.

Нарушение слухоречевой памяти

Слухоречевая память играет ключевую роль в языке и обучении. Нарушения в этой области могут привести к трудностям в запоминании и воспроизведении звуков, слогов и слов. Причины могут включать:
  • 1
    Различные формы слуховых нарушений.
  • 2
    Нейропсихологические расстройства.
  • 3
    Замедленное развитие речи.

Нарушение пространственных представлений

Нарушения пространственных представлений могут затруднить понимание местоположения звуков и слогов в слове. Дети с такими нарушениями часто не могут определить порядок слогов, что приводит к ошибкам в произношении. Проблемы с пространственными представлениями могут быть вызваны:
  • 1
    Когнитивными нарушениями.
  • 2
    Развитием в условиях недостаточной поддержки со стороны окружающей среды.

Нарушения слухового восприятия

Слуховое восприятие критически важно для формирования успешной речи. Нарушения в этой области могут привести к трудностям в различении звуков и слогов. Основные причины:
  • 1
    Нарушения слуха, такие как тугоухость.
  • 2
    Состояния, влияющие на восприятие звуковых сигналов (например, аутизм).
  • 3
    Инфекционные или воспалительные процессы в области уха.

Задачи методики

На основе результатов диагностики была определена цель и сформулированы задачи методики.

Цель такой методики — коррекция слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Задачи:
  • 1
    Формирование пространственных представлений у детей с ОНР.
  • 2
    Развитие ритмической способности с использованием игровых приемов и упражнений.
  • 3
    Обучение детей правильному произношению слов с различной слоговой структурой.
  • 4
    Формирование и поддержание мотивации к речевой деятельности у дошкольников.
Методика коррекции слоговой структуры слова состоит из двух этапов: подготовительного и основного.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе осуществляется формирование предпосылок для развития слоговой структуры слова. Согласно последним исследованиям, это развитие во многом зависит от особенностей неречевых процессов, таких как оптико-пространственная ориентация, ритмическая и динамическая организация движений, а также способность к серийно-последовательной обработке информации. Эти неречевые процессы служат базовыми предпосылками для усвоения слоговой структуры слова. Для корректного произношения слова необходимо не только правильное артикулирование изолированных звуков, но и умение соединять их в серии, что требует коартикуляции — связей между отдельными артикуляционными укладами.

Недостаточность пространственных представлений может нарушать линейность построения и поэтапность выполнения любой сенсорной и двигательной программы. В контексте речевой деятельности это приводит к затруднениям в восприятии и воспроизведении последовательности элементов слова.

Современные исследования подчеркивают, что пространственные представления являются основой для формирования высших психических процессов у ребенка, таких как письмо, чтение и счет. Роль пространственного фактора в речевой деятельности заключается в способности воспринимать схемы и преобразовывать их в последовательность сегментов. Кроме того, ритмические и динамические параметры считаются важными предпосылками формирования слоговой структуры слова, так как они способствуют организации серийно-последовательной деятельности.

Основой работы по формированию слоговой структуры слова служит развитие ритмической способности ребенка, что обеспечивается взаимодействием зрительного, двигательного и кожно-кинестетического анализаторов. Усовершенствование межанализаторных связей создает базу для сенсомоторных механизмов слогового ритма. Двигательный ритм оказывает организующее влияние на становление речевых механизмов.

Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, а также ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, которые связаны с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений.

Процесс восприятия и проговаривания слов с различной слоговой структурой представляет собой создание пространственной схемы в сочетании с ее временным анализом. Восприятие и реализация слова происходят через развертывание его вербальной структуры во времени и пространстве, с учетом удобства произношения и ритмических закономерностей. В коррекционной деятельности основное внимание будет уделяться следующим направлениям:
  • 1
    Формирование представлений о пространстве собственного тела.
  • 2
    Освоение физического пространства с учетом местонахождения предметов, использование понятий «низ»-«верх», «спереди»-«сзади», «право»-«лево».
  • 3
    Формирование лингвистических пространственных представлений (например, понятия времен года, дней недели, частей суток, сложных речевых конструкций и так далее).
Ритмическая составляющая присутствует в любой двигательной деятельности, и отсутствие ритма приводит к распаду действия. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов.

Ритмическая способность является генетически определенной; у детей с нормальным развитием она активно формируется в дошкольном возрасте. В то же время у детей с отклонениями в развитии чувство ритма не становится средством пространственно-временной организации движений, деятельности и поведения из-за имеющихся дефектов. Поэтому для таких детей необходима система коррекционно-развивающей работы, направленная на последовательное формирование ритмической способности в различных видах деятельности.

Умение правильно воспроизводить разнообразные ритмы способствует корректному восприятию ритмического рисунка слов и их слоговой структуры. Это является основой для освоения звуково-слогового состава родного языка, интонации и ударения, а также ускоряет развитие других лингвистических способностей, таких как словообразование.

Сначала тренировка слогового ритма осуществляется на следующих этапах:
  • 1
    Прямые слоги: (ма, на, па)
  • 2
    Обратные слоги: (от, ут, ум)
  • 3
    Закрытые слоги: (мак, кап, бух)
  • 4
    Прямые и обратные слоги с твердыми и мягкими согласными.
Все слоги произносятся в замедленном темпе. Затем переходят к отработке слогов со стечениями согласных, которые требуют отдельного внимания. Работа со слогами со стечениями согласных проводится в следующей последовательности:
  • 1
    Открытые и закрытые слоги: (кна-анк, гна-агн).
  • 2
    С оппозиционными согласными: (фта-фтя, спы-збы).
  • 3
    Цепочки слогов: (мна-мно-мну).
  • 4
    Слоги со сменой позиции согласного: (мна-нма, нку-кну).

Основной этап работы

На данном этапе продолжается работа над развитием пространственных представлений, ритмической и динамической деятельности, а также добавляются новые блоки: дыхательные упражнения, развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, массаж и самомассаж, а также проговаривание слов доступного слогового класса.

Дыхательные упражнения

Дыхательные упражнения способствуют оптимизации газообмена и кровообращения, массируют органы брюшной полости, способствуя общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Они успокаивают и помогают сосредоточиться.

Одной из ключевых целей дыхательных упражнений является формирование у детей базовых компонентов произвольной саморегуляции. Тренировка способствует тому, чтобы дыхание стало естественным и контролируемым. Дыхательные упражнения направлены на создание синергии между дыханием и фонацией. В процессе тренировки развиваются произвольность, устойчивость и длительность фонационного выдоха, а также ритмичность смены дыхательных фаз. Основное внимание уделяется полной дыхательной техники, которая включает грудное и брюшное дыхание. Чтобы помочь ребенку выработать правильное дыхание, одну руку можно положить на грудь, а другую — на живот, фиксируя их руками взрослого.

Одной из универсальных техник является обучение четырех фазным дыхательным упражнениям, состоящим из равных по времени этапов: вдох, задержка, выдох, задержка. На начальном этапе каждый из этих этапов длится 2–3 секунды, постепенно увеличиваясь до 7 секунд. Во время упражнения следует следить за тем, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались расслабленными.

Массаж и самомассаж

Массаж представляет собой один из нетрадиционных методов организации коррекционно-образовательного процесса в дошкольном возрасте. Систематический массаж усиливает рефлекторные связи между корой головного мозга и мышцами, нормализует мышечный тонус и стимулирует тактильные ощущения. Он помогает активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. Самомассаж лица способствует улучшению памяти, абстрактного мышления, интеллекта и речевых навыков. Регулярное применение самомассажа лица может повысить уровень интеллекта ребенка на 75%.

Упражнения для развития мелкой моторики

Как отмечал Н. А. Бернштейн, развитие двигательного навыка происходит через последовательные улучшения, поэтому упражнение не является простым повторением, а представляет собой построение движения.

Широко известно о влиянии мелкой моторики на развитие звукопроизношения. Мелкая моторика рук взаимодействует с высшими психическими функциями, такими как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательную память, и речь.

Овладение серийной организацией артикуляционного акта происходит, когда уже сформирована база, которую мы создаем через развитие общей и мелкой моторики.

Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика

Биоэнергопластика — это новое направление в логопедической работе, сочетающее движения артикуляционного аппарата с движениями рук. По данным исследований, плавные и свободные движения тела, совместно с движениями рук и артикуляционного аппарата, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме, что положительно сказывается на интеллектуальной деятельности и развивает координацию движений и мелкую моторику.

На начальном этапе дети тренируются по стандартной методике перед зеркалом, не вовлекая руку в упражнения. Логопед демонстрирует движения, используя одну руку, после чего дети постепенно начинают подключать свои руки (сначала одну, затем обе). Ребенок выполняет артикуляционное движение или удерживает позу, одновременно имитируя движения артикуляционного аппарата руками. Когда движения рук освоены, можно добавить движения глаз.

Проговаривание слов доступного слогового класса

При проговаривании слов доступного слогового класса необходимо постоянно учитывать зону ближайшего развития ребенка. Для этого сначала собираем по несколько слов из различных слоговых классов и предлагаем их ребенку для отраженного повторения. Важно выяснить уровень его возможностей, после чего начинаем работу: проговариваем слова доступного слогового класса до тех пор, пока произношение не станет достаточно уверенным. Затем постепенно добавляем слова немного более сложной структуры, «заступая» каждый раз в зону ближайшего развития.

После того как слова были автоматизированы, их следует отрабатывать в словосочетаниях и простых предложениях. Таким образом, основной акцент в коррекционном процессе делается на автоматизированное произнесение слогов и их соединение в слова с различной слоговой структурой.

Классификация слоговой структуры слова А. К. Марковой

Классификация слоговой структуры слова, предложенная А. К. Марковой, представляет собой систему, которая группирует слова в зависимости от их слогового состава. В данной классификации рассматриваются различные типы слогов и их комбинации.

Основные категории классификации включают:
  • 1
    Односложные слова — слова, состоящие из одного слога (например, «кот», «лист»).
  • 2
    Многосложные слова — слова, состоящие из нескольких слогов. Они могут быть:
    • Двусложные (например, «книга», «грибок»).
    • Трехсложные (например, «птица», «белый»).
    • Четырехсложные и более (например, «необычный», «интеллектуальный»).
  • 3
    Сложные слоговые структуры — учитываются также различные структуры слогов (например, открытые и закрытые слоги):
    • Открытые слоги (оканчиваются гласной, например «ма», «то»)
    • Закрытые слоги (окончание на согласную, например «кот», «забор»)
  • 4
    Согласные и гласные — классификация по количеству и типу гласных и согласных в словах:
    • Монофонемные слоги (состоят из одной фонемы — например, слог «А»)
    • Полифонемные слоги (состоят из нескольких фонем, например, слог «тро», «свя»)
Эта классификация позволяет не только анализировать структуру слов, но и вносить ясность в правила формирования слов, а также в морфологическое строение языка. Классификация слоговой структуры является важной основой для дальнейшего изучения фонетики, фонологии и морфологии русского языка. А. К. Маркова выделила 14 типов слоговой структуры слова и расположила их по возрастающей степени сложности.

Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
  • 1
    Двусложные слова из открытых слогов (дети, сова, вата).
  • 2
    Трехсложные слова из открытых слогов (малина, долина, поляна).
  • 3
    Односложные слова (дом, кот, кит).
  • 4
    Двухсложные слова с закрытым слогом на конце (диван, банан, мебель).
  • 5
    Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка, киска).
  • 6
    Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан, медведь).
  • 7
    Трехсложные слова с закрытым слогом на конце (бегемот, телефон, ананас).
  • 8
    Трехсложные слова со стечением согласных (яблоко, колбаса, конфета).
  • 9
    Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце (кузнечик, садовник, апельсин).
  • 10
    Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, избушка, игрушки).
  • 11
    Односложные слова со стечением согласных в начале или слова (шкаф, стол, винт).
  • 12
    Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, гвозди).
  • 13
    Четырехсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино, буратино).
  • 14
    Четырехсложные слова со стечением согласных (остановка, воспитатель, земляника).

Использование компьютерных игр в логопедической практике

Компьютерные игры стали важным инструментом в логопедической работе. Они позволяют не только сделать занятия более интересными и увлекательными, но и эффективно решать задачи по коррекции речи и развитию различных языковых навыков. Преимущества использования компьютерных игр:
  • 1
    Мотивация.
    Игровая форма обучения способствует повышению интереса детей к занятиям. Они становятся более вовлеченными в процесс, что улучшает результаты.
  • 2
    Индивидуализация.
    Компьютерные игры позволяют адаптировать задания под конкретные нужды каждого ребенка, учитывая его уровень подготовки и особенности нарушения.
  • 3
    Разнообразие задач.
    Игры предлагают различные виды деятельности — от тренировки произношения и развития словарного запаса до улучшения грамматических навыков.
  • 4
    Визуализация.
    Большинство игр имеют яркую графику и звуковое сопровождение, что помогает удерживать внимание детей и облегчает восприятие информации.
  • 5
    Обратная связь.
    Игры могут предоставлять мгновенную обратную связь о правильности выполнения заданий, что позволяет детям корректировать свои действия и учиться на своих ошибках.
Рекомендации по выбору игр:
  • 1
    Выбирайте игры с образовательной направленностью, которые учитывают логопедические цели.
  • 2
    Убедитесь, что игра подходит для возраста и уровня развития ребенка.
  • 3
    Обратите внимание на наличие инструкций и подсказок, которые помогут ребенку ориентироваться в игровом процессе.
Использование компьютерных технологий в коррекционно-педагогическом процессе позволяет рационально сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу. Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, предвосхищать цепь событий, у него развивается способность к прогнозированию результатов действий — все это имеет значение для развития логического мышления.

В логопедической работе также можно использовать логопедические игры для развития фонематического слуха, дифференциации звуков, звукового анализа и синтеза, развития слогового анализа, развития лексико-грамматического компонента речи. Все это можно создавать при помощи программы Microsoft Office PowerPoint. Благодаря этой программе логопедические игры создавать очень легко и быстро, они вызывают огромный интерес у детей и желание заниматься. Поэтому коррекционный процесс идет значительно быстрее.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?