Постановка и автоматизация звука «Щ»

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
В данной статье рассматриваются эффективные методы постановки звука «Щ», а также упражнения для его автоматизации в речи. Особое внимание уделяется пошаговому подходу и использованию игровых и практических заданий для закрепления правильного произношения.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Правильная артикуляция звука «Щ»

Звук «Щ» относится к мягким шипящим звукам и требует точной координации движений языка и дыхания. Кончик языка находится у основания нижних зубов, а его средняя часть поднимается к нёбу, образуя узкую щель. Губы слегка вытянуты вперед и округлены. Воздух проходит через узкую щель между языком и нёбом, создавая мягкий шипящий звук. Голосовые связки не вибрируют.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Упражнения для постановки звука «Щ»

Традиционно вся логопедическая работа по устранению нарушения в произносительной стороне речи проводится поэтапно следующим образом.
  • 1
    Постановка.
  • 2
    Автоматизация.
  • 3
    Дифференциация, если это необходимо.
Для постановки звука необходимо разогреть речевой аппарат с помощью нескольких упражнений.

Предшествующая работа: умение удерживать губы в улыбке и делать язык широким формировалось при отра­ботке звуков и, э, с. Подъем языка вверх вырабатывался в процессе ознакомления со звуками т, д, н, ш, ж; направленная воздушная струя — со звуками ф, в, с, з, ш, ж.

Артикуляционные упражнения:
  • 1
    «Маятник»: двигайте языком из стороны в сторону, касаясь уголков рта.
  • 2
    «Чистка зубов»: проведите кончиком языка по внутренней поверхности зубов.
  • 3
    «Бублик». Вытянуть губы (упражнение «Хоботок»), затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Удерживать губы в таком положении на счет до 5.
  • 4
    «Месим тесто». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, похлопывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».
  • 5
    «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Если «Чашечка» не получается, то необходимо распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.
  • 6
    Дыхательное упражнение «Фокус». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Постановка может происходить тремя способами:
  • 1
    по подражанию;
  • 2
    с помощью опорного звука;
  • 3
    механическим способом.
С помощью опорного звука необходимо следующее:
  • 1
    просим ребенка приподнять кончик языка к верхним альвеолам и «пошипеть как большая змея».В этой позиции воздух при выдохе проходит в узкую щель посередине язычка. И звук Ш плавно переходит в Щ.
  • 2
    Взрослый просит ребенка очень долго произносить непрерывный звук Ч и затем прервать выдох.
Механический способ постановки включает в себя работу, которая основывается на уже имеющихся в речи ребёнка звуке «Ч» и слогах Си — Ась.

При озвучивании ребёнком этих слогов взрослый слегка приподнимает кончик маленького язычка с помощью шпателя к альвеолам верхних зубов и легонько отодвигает его назад. В результате образуется звук «Щ».

Закрепить изолированный звук можно при помощи звуковых дорожек. Далее если ребенок 3-5 раз может произнести звук самостоятельно, то можно переходить к автоматизации в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в интервокальной позиции), словах (в начале, в середине, в конце слова), в словосочетаниях, предложениях, самостоятельной речи.

В слогах:
  • 1
    прямые слоги со звуком «Щ» : ща-що-щу-щи-ще
  • 2
    обратные слоги со звуком «Щ»: ащ-ощ-ущ-ыщ-ищ-ещ-ёщ-ющ-ящ
  • 3
    в интервокальной позиции: оща-ощо-ощу-ощи
  • 4
    в слогах со стечением: ЩТА, ЩКУ, АЩК
В словах:
  • 1
    в начале слова : щука, щуп, щупать
  • 2
    в середине слова : пища, пищать, угощать
  • 3
    в конце слова : мощь, овощ, хвощ, немощь, помощь
  • 4
    в середине слова со стечением: плющ, хрящ, прыщ,помощник.
В словосочетаниях: овощные щи, хищная щука, вещевой ящик, мохнатый щенок, в ящике овощи.

В предложениях: ща-ща-ща, ща-ща-ща — дождь идет, я без плаща́. Мамины вещи в ящике.

В самостоятельной речи:
  • 1
    Пересказ текста по вопросам.
    Взрослые и дети расчищают двор от мусора.
    Что делают...?
    Они собирают щепки, дощечки, бумагу, сломанные ящики.
    Что они собирают...?
    Скоро на дворе будет детская площадка.
    Что будет...? Где…? Когда...?
  • 2
    Составление рассказа по теме.
    Надя и Вера играли в слова. Надя должна была назвать слова со слогом ще, а Вера — со слогом щи.
    Расскажи, как девочки играли в эту игру. Кто из них победил? Какие слова назвала Надя, а какие — Вера? Какие слова девочки не смогли назвать?
Включите в занятия игры: используйте картинки с изображениями предметов, содержащих звук «Щ», и попросите ребенка назвать их.

Эти упражнения помогут детям освоить правильное произношение звука «Щ» и улучшить их речевые навыки.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?