• /
  • /

Этапы нормального речевого развития ребенка от 0 до 3 лет

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

При написании этой статьи у нашей команды из копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта в области речевого развития детей ушло 35 человеко-часов.

Изучение родного языка у детей проходит в несколько этапов, причем наиболее критическим является ранний возраст. В это время малыши активно усваивают базовые принципы языковой системы.

Осведомленность о ключевых этапах развития речи позволяет родителям своевременно замечать и адресовать речевые задержки или проблемы у своих детей. Хотя универсальных стандартов развития не существует, и каждый ребенок развивается индивидуально, отклонения от общепринятых норм развития должны стать поводом для консультации с логопедом. Лучше получить подтверждение от специалиста, что все в порядке, чем упустить важный момент для коррекции возможных нарушений.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Первый год жизни

Первый год жизни ребенка играет ключевую роль в развитии речи, так как в это время происходит интенсивное формирование речевых зон мозга. Этот период можно назвать предречевым, он заложит основу для будущего языкового развития.

Основные этапы этого периода:
  • 1
    Первый этап (0–3 месяца):
    формирование эмоциональных и выразительных реакций.
  • 2
    Второй этап (3–6 месяцев):
    появление первых голосовых откликов, таких как гуление и лепетание.
  • 3
    Третий этап (6–10 месяцев):
    начало понимания речи и активное использование лепета.
  • 4
    Четвертый этап (10 месяцев–15 месяцев):
    появление первых слов и активное взаимодействие с окружающими через речь.

Первый этап

Крик новорожденного является его первым способом общения. Здоровый младенец кричит громко и долго, что отражает его благополучие. К двум-трем месяцам жизни крик становится более выразительным и разнообразным по интонациям, что позволяет родителям понять потребности ребенка: например, крик от голода бывает острый и настойчивый, в то время как крик, вызванный дискомфортом, может быть слабым и нечетким. Также в этот период появляется «комплекс оживления» — это простейшая форма предречевого общения, когда младенец улыбается, совершает общие хаотичные движения, издает звуки и следит взглядом за взрослым, тем самым начиная взаимодействовать с окружающим миром.

Второй этап

К концу первого этапа жизни младенцы начинают издавать звуки, известные как гуление. Это мягкие, мелодичные звуки, такие как «а-а-а» или «гу-у-у», которые могут быть связаны с процессом сосания и глотания. Гуление сопровождается интонациями, выражающими удовольствие, и часто слышно, когда ребенок чувствует себя комфортно и удовлетворен.

Гуление — это универсальное явление, характерное для всех детей. В этом возрасте младенцы способны издавать звуки, характерные для всех языков мира, однако со временем они начинают отдавать предпочтение звукам, характерным для их родного языка.

Когда ребенок достигает возраста 4–5 месяцев, гуление естественным образом переходит в лепетание. Лепетание — это процесс имитации слогов и речи, который становится более заметным после шести месяцев жизни. Если у ребенка наблюдаются серьезные речевые задержки, лепет может появиться позже. У детей с нарушениями слуха гуление может уменьшаться или исчезать.

Третий этап

В возрасте от 7 до 12 месяцев дети продолжают совершенствовать свои речевые навыки, часто повторяя определенные слоги, такие как «та-та-та» или «га-га-га». Это помогает им улучшить произношение и развить слуховое восприятие. Постепенно, с повторением, ребенок начинает связывать определенные звуки с конкретными объектами, действиями или людьми. Например, «би-би» может означать машину, «топ» может быть связано с ходьбой, а «ма-ма» обычно обозначает мать.

Этот период также важен для развития понимания речи. К 7-8 месяцам дети начинают реагировать на слова и жесты, понимая их значение. Они могут поворачивать голову, отвечая на вопросы по типу «Где мама?» или реагировать на свое имя. Знание расположения предметов в доме также развивается, если родители регулярно показывают и называют эти предметы. Если ребенок не понимает обращенную к нему речь, это может быть признаком задержки развития, и в таком случае рекомендуется проконсультироваться со специалистом.

Четвертый этап

На этапе, когда малыши начинают произносить первые слова, каждое из них может выполнять несколько функций. Так, слово «мама» может быть и вызовом, и выражением желания, и даже способом выразить недовольство. Эти первые слова обычно состоят из повторяющихся слогов, таких как «да-да» или «ба-ба», и часто один из слогов произносится с большей силой и продолжительностью, что является началом формирования ударения в словах.

Речевая активность ребенка в этом возрасте обусловлена ситуацией и в значительной степени зависит от эмоционального вовлечения и отклика взрослых. К 12–15 месяцам здоровый ребенок обычно использует от 8 до 10 слов, таких как «мяу-мяу», «му-му» или «ам-ам», которые отражают его интересы и потребности.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Возраст от 1 года до 3 лет

В период от 1 до 3 лет, который считается преддошкольным возрастом, у детей происходит значительное развитие активной речи. Это связано с тем, что ребенок начинает активно исследовать мир, благодаря новообретенной способности ходить. По мере расширения кругозора малыши начинают задавать вопросы о названиях предметов и явлений, что стимулирует рост словарного запаса и улучшение речевых навыков.

В этом возрасте в речи ребенка могут встречаться звуковые искажения, такие как упрощение сложных слов или замена трудных звуков. Также дети начинают формировать простые фразы, соединяя 2–3 слова для выражения своих мыслей и желаний, например, «хочу воды» или «мама ушла».

К двум с половиной годам важно, чтобы у ребенка начала формироваться способность строить элементарные фразы. Если такого прогресса не наблюдается, это может быть признаком отставания в речевом развитии, и рекомендуется обратиться к специалисту для оценки и, при необходимости, коррекции речевых навыков.

К трем годам дети начинают активно осваивать грамматические структуры своего языка, включая такие категории, как число, род и падеж. Они учатся использовать простейшие грамматические конструкции в самостоятельной речи и формировать простые предложения в общении с взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте дети также начинают уверенно воспроизводить интонационные и ритмические особенности слов, что может приводить к забавным искажениям, например, «кабель» вместо «корабль» или «синюська» вместо «свинюшка».

Трехлетний возраст также характеризуется развитием творческого подхода к словообразованию. Дети начинают придумывать новые слова, следуя логике и правилам своего родного языка, например, «пальчатки» вместо «перчатки» или «копатка» вместо «лопатка», что свидетельствует об их способности усваивать и применять основные законы языка.

К трем годам происходит значительное анатомическое созревание речевых зон мозга, что является ключевым этапом в речевом развитии ребенка. Этот период считается особенно благоприятным для формирования речевых навыков, поэтому при любых отклонениях от нормы развития речи крайне важно обратиться за помощью к логопеду.

Логопед проведет всестороннее обследование и, при необходимости, порекомендует консультацию у отоларинголога для проверки слуха, у невролога для оценки созревания центральной нервной системы, а также у других специалистов. Такой подход позволит точно определить причины затруднений в речевом развитии, назначить соответствующее лечение, включая массаж и рефлексотерапию, и осуществить логопедическую коррекцию. Это направлено на достижение наилучших результатов в речевом развитии ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?