• /
  • /

30 несложных развивающих игр для детей 4–5 лет с родителями дома и на улице

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Ребенок в возрасте 4-5 лет уже довольно развитый, он может считать, распознает рифмы, легко называет качества предметов. Ум детей в этом возрасте остается пытливым, и они просто обожают играть в познавательные игры. В игровой форме развитие идет легко и быстро, а любой материал усваивается без проблем.

Для этого не обязательно покупать дорогие настольные игры. Можно придумать множество развивающих занятий для детей 4-5 лет, для которых не нужны специальные приспособления.

Итак, совершенно бесплатные развивающие игры для детей 4-5 лет. Играйте дома, в поездке, в очереди, на прогулке.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Содержание статьи

Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие памяти и внимания

Слушай и хлопай

Если ребенок просит много раз читать одну и ту же книжку, вы можете разнообразить чтение. Для этого предложите малышу хлопать в ладоши, когда он услышит определенное слово. Это может быть имя какого-нибудь героя или часто встречающееся действие. Для большей концентрации можно закрыть глаза.

Ребенку придется сосредоточиться и напрячь внимание, а привычное чтение станет более занимательным и для него, и для вас.

Подпрыгни, если...

Вам нужно придумывать для детей несложные задания. Задача детей – внимательно слушать и быстро выполнять. Задания могут быть такими:
  • 1
    Подпрыгни, если ты мальчик.
  • 2
    Покружись, если на тебе синие шорты.
  • 3
    Топни ногой, если сегодня суббота.
Эта подвижная игра развивает внимание и быстроту реакции.

Караван

Для начала надо определиться с категорией слов. Например, вы решили называть фрукты, домашних животных, мебель или посуду. Первый участник говорит первое слово, второй повторяет его слово и добавляет свое, следующий повторяет первые два и добавляет свое.

Первый: «Тарелка».

Второй: «Тарелка, чашка».

Первый: «Тарелка, чашка, вилка».

Игра может продолжаться довольно долго, пока кто-нибудь не ошибется. Она отлично подходит для долгого ожидания в очереди, например, в поликлинике, где к вам могут присоединиться другие малыши.

Можно объяснить детям, почему игра называется «Караван» – слова выстраиваются друг за другом, как верблюды в караване.

Здесь одновременно идут два мыслительных процесса: ребенок должен держать в уме всю цепочку и одновременно искать новое слово для продолжения.

Назови всё

Это очень простая игра. Нужно просто предложить ребенку назвать всё синее, что есть в комнате. Обобщения можно использовать по любому признаку: цвет, форма, поверхность, назначение.

Как усложнение, можно, например, попросить ребенка назвать все, на чем можно сидеть. Это развивает не только внимание, но и фантазию – придется немного подумать, чтобы решить, можно ли сидеть, скажем, на напольных весах, книге, тумбочке.

Я вижу

Кто-то из участников смотрит вокруг, выбирает предмет и говорит: «Я вижу что-то квадратное». Другой отгадывает, что это за предмет. Угадывать можно до результата. Вместо квадратного можно называть другие качества предмета: желтое, мягкое, гладкое.

Упражнение учит ребенка наблюдательности и избирательности среди множества предметов одного с нужным качеством.

Что изменилось?

Для этой игры приготовьте несколько небольших предметов или игрушек, начать можно с 5-10 штук. Это может быть что угодно: ручка, телефон, блокнот, расческа.

Расставьте предметы на столе и дайте ребенку задание посчитать их и запомнить предметы и их расположение. После этого ребенок отворачивается или выходит, а вы быстро убираете несколько предметов. Начинать можно с одного или двух.

Ребенок, вернувшись, должен назвать, что пропало со стола, и где стоял исчезнувший предмет.

Задания можно постепенно усложнять: убирать все большее количество предметов, менять их местами, менять и убирать одновременно.

Играйте по очереди, так как игра полезна не только детям, но и взрослым. Она хорошо тренирует память и развивает внимание.

Назови слова на букву...

Суть игры очень проста – нужно называть предметы на одну и ту же букву. Задача игроков – не повторяться. В эту игру можно спокойно играть на ходу, так даже удобнее, поскольку предметы перед глазами меняются и можно подыскать новое слово.

Игра заставляет перебирать в памяти слова, вспоминать прочитанное, увиденное, находящееся вокруг, то есть выуживать из множества слов то самое, нужное.

На что похоже настроение

Задача игроков – подобрать ассоциацию к своему нынешнему настроению. Для того чтобы ребенок понял, в чем суть, нужно начать первым. Например, вы можете сказать, что ваше настроение похоже на облако – оно такое же тихое и нежное.

Ассоциации развивают фантазию и учат подбирать наиболее подходящее определение. Здесь и наблюдательность, и развитие речи, и воображение.

Четвёртый лишний

Вы даете ребенку группу из четырех слов, а ребенок должен выбрать лишнее и объяснить, почему выбрал именно это. Например: капуста, морковь, лимон, свекла – здесь лишнее лимон, потому что это фрукт. Или олень, коза, поросенок, лось – здесь лишний поросенок, потому что у него нет рогов.

Давайте группировку по разным признакам и тогда у ребенка будет развиваться речь и логическое мышление.

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с речью есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Игры для детей 4–5 лет на развитие речи и углубление знаний о мире

Назови наоборот

Предложите ребенку называть пары противоположных по смыслу слов: мягкий — твердый, холодный — горячий, плохой — хороший. Бывают такие слова, подобрать антонимы к которым окажется довольно сложно или вообще невозможно. Обсудите с ребенком, почему это так.

Игра пополняет словарный запас малыша. Будет веселее, если во время игры перекидывать друг другу мяч.

Закончи предложение

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает.
  • 1
    Медвежонок увидел куст малины и… (стал с удовольствием есть).
  • 2
    Мама приготовила… (борщ, котлеты, макароны для детей).
  • 3
    Утро началось с… (завтрака, солнца и т.д.).
Потом пусть ребенок даст вам начало предложения. Вы увидите, как он пытается придумать что-то посложнее.

Упражнение заставляет не только фантазировать, но и отслеживать причинно-следственные связи между событиями.

Что бывает

Спросите у ребенка, что бывает зеленым: трава, листья, незрелые фрукты и овощи и т. д. задание можно давать с любым признаком: что бывает мягкое, холодное, железное.

Игра хорошо развивает мышление, тренирует логику, речь и память.

Придумай историю

Вы даете несколько слов, а ребенок должен придумать с ними небольшую историю. Поначалу старайтесь давать немного слов, которые связаны между собой по смыслу: лето, солнце, речка, мяч. Для подсказки можно использовать иллюстрации к сказкам и сюжетные картинки.

Постепенно игру можно усложнять, давая далекие друг от друга по смыслу слова. Конечно, истории будут получаться фантастическими и смешными, но так даже интереснее!

Занятие развивает воображение, заставляет вспоминать то, что ребенок уже знает об окружающем мире и учит свободно выражать свои мысли.

Придумай рифму

Эта игра уже сложнее, но некоторые дети подхватывают ее довольно легко. Надо называть одну или несколько рифм к какому-нибудь слову. Задавайте рифмы по очереди.

Когда игра немного наскучит, можно придумывать двустишия и четверостишия. Стихи будут получаться неожиданными и веселыми.

Игра очень полезна не только для развития речи, но и для развития слуха, потому что стихи имеют ритм и размер.

Правда-неправда

В эту игру интересно играть, когда детей много, но можно и вдвоем. Вы рассказываете какой-то факт, а ребенок должен определить, правда это или нет. Если правда – ребенок хлопает в ладоши, если неправда – топает ногами.

Задание хорошо тем, что развивает реакцию, логику, внимание и приносит новые знания.

Кто кем был

Предложите разобраться, что с предметом или существом было раньше. Например, медведь раньше был медвежонком, собака – щенком, бумага – деревом, футболка – тканью.

Эта игра не только развивает логику, но и восполняет знание ребенка об окружающем мире. С тем, кто быстро соображает, можно играть, перебрасывая мячик.

Хорошо и плохо

Давайте ребенку примеры каких-то событий, вещей или явлений и попросите рассказать, почему они хороши. Когда он справится, спросите, почему то же самое может быть плохо.
  • 1
    Снег. Хорошо, потому что можно строить снеговика, ходить на лыжах, делать снежную крепость. Плохо, потому что снег холодный и колючий, когда бьет в лицо или попадает за шиворот.
  • 2
    Солнце. Хорошо, что оно греет все живое, растения тянутся к нему, можно загорать. Плохо потому что жарко, хочется пить, растения без дождя высыхают и вянут, можно обгореть на пляже.

Пузыри на морозе

Это больше похоже на эксперимент. Делать это нужно зимой на улице, имея при себе флакончик с мыльными пузырями. Задача – рассмотреть, как покрываются изморозью на воздухе пузыри.

Это занятие развивает эстетическое чувство и расширяет знания о мире.

Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие логического мышления

Из чего состоит

Задача в том, чтобы назвать, из каких деталей состоит предмет. Например, машина состоит из колес, корпуса, дверей, фар и т.д. Кукла состоит из туловища, головы, рук и ног.

Здесь прорабатываются аналитические навыки, ребенок учится разбираться, из чего состоит тот или иной предмет, разделять его на составные части.

Как узнать?

Игра состоит в том, что вы задаете вопрос, как можно узнать о чем-то.
  • 1
    Как узнать, холодная вода или горячая течет из-под крана? Потрогать рукой.
  • 2
    Как узнать, соль или сахар лежит на тарелке? Попробовать на вкус.
  • 3
    Как узнать, есть ли кто-то в закрытой комнате? Позвать или открыть дверь и посмотреть.
  • 4
    Как узнать, что скоро едем на дачу? Родители собирают вещи и готовят еду.
Ребенок учится строить причинно-следственные связи и узнает что-то новое.

Ложь или правда

Расскажите ребенку небольшую историю, в которой намеренно искажаете факты. Пусть ваш малыш укажет вам, что именно было неверно.

Например: «Наступило лето. Утром выпал первый снег и в нашей роще запели птицы. Мама и сын решили погулять. Они надели на голову кастрюли, чтобы не напекло. На деревьях чирикали орлы. Мама с сыном решили пойти на речку, чтобы там купаться в чернилах».

Игра развивает внимание, логику и обогащает знания о мире.

Человеческий узел

Эта игра относится к подвижным играм. Играть в эту игру лучше всего на площадке с другими детьми. Дети становятся в круг и берутся за руки. По сигналу они перепутываются так, чтобы получился узел из детей. Ведущий должен их распутать. Игру можно усложнить, если дать ведущему определенное время на распутывание, после которого дети разбегаются.

Игра улучшает быстроту реакции, логику и развивает навыки работы в команде.

Что лишнее

Положите перед ребенком карточки с изображениями предметов, относящихся к одной категории, но добавьте один лишний предмет. Например, стол, стул, диван, телефон. Ребенок должен найти лишнее и объяснить, почему выбрал именно эту картинку.

Ребенок учится группировать предметы по определенному признаку и вычленять лишнее.

Развивающие игры для детей 4–5 лет на развитие мелкой моторики

Трогай и определяй

Подготовьте коробку с небольшими предметами. Главное, чтобы ни один из них не был опасным. Нужно с закрытыми глазами опустить руку в коробку и на ощупь определить, какой предмет он взял. Если вы ждете в очереди, можно играть, опуская руку в мамину сумку.

Это занятие развивает не только мелкую моторику, но и связь с собственным телом, логику и память.

Поймай и собери

В этой игре тоже понадобятся мелкие предметы: монетки, фасолинки или камешки. Камешки выкладываются на стол. Нужно взять один, подбросить его и поймать. Одновременно другой рукой нужно собрать в кучку на столе как можно больше камешков. Сколько успел собрать, столько очков и засчитывается. Выигрывает тот, кто за отведенное время набирает больше очков.

Здесь развиваются концентрация, внимание, моторика, ориентация в пространстве.

Лилипуты-великаны

Это подвижная игра, которая поможет размяться или заменит легкую гимнастику. Когда вы говорите слово «лилипуты», дети садятся на корточки, а если произносите «великаны», то нужно встать, вытянуться во весь рост. Усложнить игру можно, говоря одно, а показывая другое.

Игра тренирует внимание, развивает мышцы и реакцию.

Кто больше

Игра простая, но для нее потребуется много мелких предметов: монетки, пуговицы, семечки. Хорошо играть с большим количеством игроков.

По сигналу дети начинают откладывать по одному предмету в сторону. Задача выглядит простой, но на перекладывание мелких предметов уходит время. Если хочется усложнить игру, то можно делать это левой рукой или с закрытыми глазами.

Когда время вышло, нужно подсчитать, кто успел переложить больше предметов.

Упражнение развивает мелкую моторику, скорость реакции и учит оптимизировать свои действия.

Башня из стаканчиков

Для этой игры потребуется много пластиковых стаканчиков. Чем больше детей, тем больше стаканчиков нужно. Задача – построить из стаканчиков башню, выставляя их в шахматном порядке.

Можно усложнять задачу, строя башню на время или соревнуясь, у кого башня получилась выше.

Здесь развивается моторика и оценка баланса.

Повтори рисунок

Удобно играть, когда у вас заняты руки, а ребенок просит внимания. Для игры подготовьте бумагу и фломастеры. Задача ребенка – нарисовать рисунок по описанию. Конечно, нужно давать детали постепенно, например: у него большая круглая голова, длинный нос, большие широкие уши, толстые ноги, маленький тонкий хвостик.

Игра развивает фантазию, учит логически мыслить и составлять из деталей целостный образ.

Ёжики

В эту игру хорошо играть командами. Нужно приготовить побольше прищепок. В каждой команде должно быть по одному взрослому и минимум два ребенка. Взрослые будут ежиками, они садятся на расстоянии от детей. По сигналу ребенок подбегает к взрослому и цепляет на него прищепку (на одежду или волосы). Когда время выйдет, нужно посчитать количество «иголок». Кто успел нацепить больше, тот и выиграл.

Это занятие развивает мелкую моторику и быстроту реакции.

В этой статье мы рассказали о развивающих играх для детей дошкольного возраста. Как видите, можно придумать множество увлекательных занятий и обучающих игр, где бы вы ни находились с ребенком. Эти игры хороши тем не только потому, что приносят пользу, но также тем, что для них почти не требуется инвентаря и специальных условий.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?