• /
  • /

Диспраксия у детей: причины, симптомы, диагностика и лечение

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем о диспраксии — нарушении способности выполнять целенаправленные движения при отсутствии явных параличей. Это расстройство встречается у 2–20% детей и может серьезно влиять на их развитие и качество жизни. К счастью, при ранней диагностике и правильной коррекционной работе возможно значительно улучшить состояние ребенка.

Диспраксия — это нарушение формирования и автоматизации целенаправленных двигательных навыков. Ребенок с диспраксией испытывает трудности с планированием, координацией и выполнением движений при отсутствии мышечной слабости или паралича. Это состояние встречается примерно у 5–6% детей, причем у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.

Важно отметить, что диспраксия значительно шире, чем просто неуклюжесть. Она затрагивает крупную и мелкую моторику, речь, способность к обучению и самообслуживанию. Без своевременной профессиональной помощи такие нарушения негативно влияют на развитие, обучение и социализацию ребенка. Поэтому так важна ранняя диагностика и коррекция.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Причины диспраксии

Точные причины диспраксии до конца не изучены. Считается, что в основе лежит недостаточная сформированность или нарушение связей между нейронами в тех отделах мозга, которые отвечают за движения. В зависимости от периода возникновения неполадок, можно выделить несколько основных групп причин. Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т.д.

Пренатальные факторы воздействуюющие во время беременности и родов:
  • 1
    Внутриутробные инфекции и гипоксия плода.
  • 2
    Родовые травмы и асфиксия новорожденного.
  • 3
    Недоношенность, низкий вес при рождении.
Все эти состояния могут приводить к нарушению нормального формирования структур нервной системы, которые отвечают за моторное развитие. В результате двигательные области мозга оказываются незрелыми, а связи между нейронами — неэффективными.

Генетическая предрасположенность тоже вносит свой вклад. Если у кого-то из близких родственников отмечалась диспраксия или другие нарушения развития, то риск появления проблем у ребенка повышается. Считается, что наследуется не сама диспраксия, а определенные гены, которые в неблагоприятных условиях могут дать такой эффект.

Структурные аномалии мозга служат еще одной причиной. К ним относятся не повреждения, а недоразвитие двигательных зон коры и проводящих путей головного мозга. Они возникают внутриутробно или в результате поражений нервной системы в раннем детстве (инфекции, травмы, инсульты). При этом нарушается формирование моторных программ и координация движений.

Виды диспраксии

Существует несколько классификаций диспраксии в зависимости от ведущего механизма, нарушенного звена, области проявления. Понимание этих различий помогает более точно поставить диагноз и подобрать программу коррекции.

По механизму выделяют два основных вида:
  • 1
    Кинетическая (эфферентная) диспраксия
    — нарушение плавности и точности движений, трудности переключения с одного движения на другое. Страдает автоматизация моторных навыков. Проблемы выполнения серии последовательных движений в виде сложности переключения внутри моторной программы. Ребенку трудно переключаться с одного действия на другое (к примеру, ему трудно плавать, бегать или танцевать под быструю музыку). Кинетическая диспраксия связана также с невозможностью ребенка переключаться ртом со звука на звук. Слабо работает язык, губы. Такой ребенок может произносить отдельные слоги, в основном ударные, но с трудом скажет простое слово «Ма-ня». Путает, проглатывает слоги, говорит на своем языке, каша во рту – все это нарушение слоговой структуры слова.
  • 2
    Кинестетическая (афферентная) диспраксия
    — недостаточность ощущений от движений, проблемы с запоминанием поз и положения тела в пространстве. Сложно выполнять тонко дифференцированные движения. Связана с нарушениями мелкой моторики, выполнением мелких движений руками: печатать на компьютере, застегивать пуговицы и т.д. Связана с неспособностью ребенка произносить отдельные изолированные звуки без переключения — принятия определенной позы ртом. Это совсем неговорящие дети, которые не могут выговорить даже отдельные звуки, за исключением нескольких гласных. Эта форма более сложная, предстоит длительная работа.
По уровню двигательного замысла различают:
  • 1
    Идеомоторную диспраксию
    — трудности выполнения движений по инструкции или по памяти при сохранности непроизвольных движений. Например, ребенок не может показать язык по просьбе, но облизывает губы во время еды.
  • 2
    Идеаторную диспраксию
    — проблемы с составлением плана и программы действия. Ребенок затрудняется расположить действия в правильной последовательности, подобрать нужный инструмент, учесть внешние условия.
По ведущему виду нарушенной деятельности:
  • 1
    Конструктивная
    — неспособность составить целое из частей, скопировать фигуру, построить по образцу. Например, ребенок не может собрать пирамидку или сложить узор из кубиков.
  • 2
    Пространственная
    — трудности ориентировки в схеме тела и окружающем пространстве. Путает право-лево, верх-низ, не может найти дорогу в знакомых местах.
  • 3
    Мимическая
    — слабость и недифференцированность мимических движений. Лицо маловыразительное, ребенок с трудом мимикой передает эмоции.
По локализации поражения:
  • 1
    Оральная
    — нарушение движений губ, языка, челюсти. Проявляется затруднениями жевания, глотания, слюнотечением, несмыканием губ и другими сложностями в выполнении движений языком и губами.
  • 2
    Артикуляционная
    — неспособность совершать тонкие дифференцированные движения речевого аппарата. Наблюдается неясная, смазанная речь, вызванная затрудненной координацией мышц, отвечающих за произнесение звуков.В результате возникают разнообразные дефекты звукопроизношения.
  • 3
    Пальцевая
    — недостаточная координация и ловкость движений пальцев рук. Страдают навыки самообслуживания (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), графомоторные навыки, мелкая моторика.
На практике чаще всего встречается сочетание разных видов диспраксии, что создает сложную картину нарушений. Для эффективной помощи необходимо определить ведущий дефект и учитывать его при построении коррекционной программы.

Основные симптомы диспраксии

Проявления диспраксии очень разнообразны и зависят от возраста ребенка, степени выраженности и локализации нарушений. Но практически всегда в той или иной мере страдают двигательная сфера, речь, игровая деятельность и навыки самообслуживания.

Первая группа симптомов — нарушения общей моторики и координации:
  • 1
    Неуклюжесть, неловкость движений, частые падения.
  • 2
    Трудности с удержанием равновесия, прыжками, ходьбой по лестнице.
  • 3
    Нарушения мышечного тонуса (низкий или меняющийся).
  • 4
    Трудности переключения с одного движения на другое.
  • 5
    Недостаточная скоординированность движений рук и ног.
  • 6
    Сложности с ориентацией в пространстве и в схеме тела.
В результате ребенок позже осваивает основные моторные навыки — ползание, сидение, ходьбу. Долго не может научиться кататься на велосипеде, прыгать на одной ноге, стоять на одном месте. Он производит впечатление неуклюжего и неловкого, постоянно спотыкается, роняет предметы.

Вторая группа симптомов связана с нарушениями мелкой моторики и зрительно-моторной координации:
  • 1
    Трудности с рисованием, письмом, вырезанием ножницами.
  • 2
    Неловкость движений пальцев, слабый захват карандаша.
  • 3
    Затруднения в составлении узоров из мозаики и конструктора.
  • 4
    Сниженная скорость выполнения мелких движений.
  • 5
    Трудности с копированием фигур и букв.
  • 6
    Плохой почерк, сложности с соблюдением строки и размера букв.
Такие дети долго не интересуются рисованием и конструированием. Их первые каракули выглядят примитивно, буквы корявые и разного размера. Любая деятельность, требующая тонких движений пальцев, вызывает негативную реакцию и быстро наскучивает.

Третья группа симптомов отражает недоразвитие артикуляционного праксиса и речи:
  • 1
    Нечеткое, смазанное звукопроизношение, трудности артикуляции.
  • 2
    Слабость и недифференцированность движений губ и языка.
  • 3
    Нарушения голоса (тихий, монотонный, хриплый).
  • 4
    Трудности жевания и глотания, частое поперхивание.
  • 5
    Задержка речевого развития, бедный словарный запас.
  • 6
    Аграмматизмы, неправильное употребление слов и окончаний.
Речь ребенка с диспраксией обычно малопонятна для окружающих. Он долго использует лишь отдельные слова и звуки, переходит на полные фразы с большой задержкой. Артикуляция нарушена практически всех групп звуков. Голос тихий и невыразительный.

Четвертая группа — это нарушения игровой деятельности и коммуникации:
  • 1
    Трудности в подражании действиям взрослого, повторении движений.
  • 2
    Однообразие и примитивность игр, манипуляции с предметами.
  • 3
    Непонимание правил игры, инструкций к заданиям.
  • 4
    Трудности в общении со сверстниками из-за речевых и моторных проблем.
  • 5
    Избегание совместной деятельности, предпочтение играть в одиночку.
  • 6
    Нарушения социального взаимодействия, отставание в освоении навыков общения.
В игре ребенок с диспраксией предпочитает простые манипуляции с предметами. Ему сложно осваивать новые действия, придумывать сюжеты, договариваться с партнерами. Из-за этого он часто играет один или выбирает общество более младших детей.

Также характерны трудности с освоением навыков самообслуживания:
  • 1
    Затруднения в одевании (путает право-лево, застревает в рукавах).
  • 2
    Трудности с застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков.
  • 3
    Неаккуратность в еде (часто роняет ложку, проливает).
  • 4
    Проблемы с гигиеническими процедурами (плохо моет руки, чистит зубы).
Даже простые бытовые действия осваиваются медленно и с большим трудом. Ребенок надолго застревает в рамках прежних привычек, не пытается пробовать новое. Постоянно приходится напоминать и помогать в самых элементарных вещах.

Все эти особенности существенно снижают качество жизни ребенка и его семьи. Он не успевает за сверстниками, чувствует себя неловким и неумелым. Постоянные неудачи и насмешки со стороны приводят к потере мотивации, отказу от активности. Только своевременная диагностика и систематическая коррекционная работа помогут справиться с последствиями диспраксии.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Диагностика диспраксии

Для постановки диагноза и составления программы коррекции необходимо провести комплексное обследование у нескольких специалистов — невролога, логопеда, нейропсихолога. Каждый из них оценивает свой аспект развития и дополняет общую картину.

Неврологическое обследование включает:
  • 1
    Сбор анамнеза (особенности протекания беременности и родов, раннее развитие).
  • 2
    Оценку состояния черепно-мозговых нервов, мышечного тонуса.
  • 3
    Исследование рефлексов, координации, чувствительности.
  • 4
    Наблюдение за движениями ребенка, его позой, походкой.
Невролог исключает другие заболевания нервной системы, которые могут давать похожие симптомы (алалию, ДЦП, миопатию, мозжечковую патологию). Он оценивает состояние основных двигательных функций и определяет уровень поражения нервной системы.

Логопед при обследовании обращает внимание на:
  • 1
    Фонематический слух и восприятие, различение звуков.
  • 2
    Артикуляционную моторику, строение речевого аппарата.
  • 3
    Звукопроизношение, голос и просодику.
  • 4
    Лексико-грамматический строй и связность речи.
Это позволяет выявить специфические речевые нарушения и степень их выраженности. На основе полученных данных логопед разрабатывает индивидуальный маршрут коррекции и дает рекомендации родителям.

Психолог проводит:
  • 1
    Оценку познавательных функций и интеллекта.
  • 2
    Диагностику эмоционально-волевой и личностной сферы.
  • 3
    Анализ коммуникативных навыков и особенностей поведения.
  • 4
    Нейропсихологическое тестирование высших психических функций.
Используются как стандартизированные методики и опросники, так и качественный анализ выполнения специальных проб и заданий. Это позволяет дифференцировать диспраксию от сходных состояний (умственной отсталости, РАС) и наметить стратегию психологической поддержки.

Дополнительно могут потребоваться инструментальные методы:
  • 1
    ЭЭГ для исключения эпилептической активности.
  • 2
    МРТ головного мозга для выявления структурных аномалий.
  • 3
    Генетическое тестирование для поиска наследственных синдромов и хромосомных нарушений.
  • 4
    ЭМГ, ЭНМГ для оценки функционального состояния мышц и периферических нервов.
Эти исследования назначаются строго по показаниям и помогают исключить другие неврологические заболевания. Они не являются обязательными для постановки диагноза диспраксии, но могут уточнить природу и локализацию нарушений.

Постановка диагноза — это первый и очень важный шаг. Он позволяет определить причины трудностей ребенка и составить максимально эффективный план коррекционной работы с учетом его индивидуальных особенностей. Не стоит затягивать с обследованием, если Вы заметили настораживающие симптомы у своего малыша.

Методы лечения диспраксии

Диспраксия — это состояние, которое нельзя вылечить таблетками или хирургическим путем. Основной метод коррекции — длительная кропотливая работа команды специалистов, которая будет тренировать нарушенные функции и обучать ребенка новым навыкам. Программа составляется строго индивидуально с учетом профиля дефицита и компенсаторных возможностей.

Ключевые направления коррекционной работы:
  • 1
    Развитие общей моторики и координации движений. Занятия ЛФК, плавание, верховая езда, танцы и другие виды двигательной активности. Упражнения на тренировку равновесия, ловкости, чувства ритма, зрительно-моторной координации. Например, ходьба по узкой дорожке, прыжки на батуте, броски и ловля мяча, полоса препятствий.
  • 2
    Тренировка функциональных возможностей кистей и пальцев рук. Лепка из пластилина и глины, нанизывание бусин, плетение, вышивание, конструирование, собирание мозаик. Упражнения на разные виды захвата и манипуляций с мелкими предметами. Адаптация кухонных и бытовых приборов под возможности ребенка.
  • 3
    Артикуляционная гимнастика и логопедический массаж. Специальный комплекс упражнений для губ, языка, челюсти, который улучшает их подвижность и четкость движений. Логопедический массаж нормализует тонус мышц речевого аппарата. Постановка и автоматизация нарушенных звуков, работа над просодикой и четкостью речи.
  • 4
    Расширение словарного запаса и работа над грамматическим строем речи. Обогащение номинативного, глагольного, признакового словаря через называние реальных предметов, их свойств и действий с ними. Отработка правильного употребления окончаний, согласования слов в словосочетаниях и предложениях. Формирование навыка связного высказывания.
  • 5
    Сенсорная интеграция и тренировка межполушарного взаимодействия.
    Упражнения на стимуляцию работы разных органов чувств и их координацию между собой. Например, копирование поз и движений, рисование двумя руками, выкладывание узоров по образцу. Развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия через дидактические игры.
  • 6
    Формирование познавательных функций и обучение бытовым навыкам. Постепенное усложнение видов деятельности, развитие целенаправленности и самоконтроля. Обучение навыкам самообслуживания (одевание, гигиена, прием пищи), правилам поведения в разных ситуациях. Подготовка к школе через развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Все эти методы работают только при условии регулярных длительных занятий и переноса сформированных навыков в повседневную жизнь. Специалисты обязательно должны обучить родителей правильному выполнению домашних заданий и использованию отработанных приемов вне стен кабинета. Имейте в виду, что на достижение заметных результатов может потребоваться не один год.

Рекомендации родителям

Итак, что же могут сделать родители, чтобы помочь своему особенному ребенку? Вот несколько важных советов:
  • 1
    Не откладывайте визит к специалистам, если Вас что-то настораживает в развитии малыша. Чем раньше будет поставлен диагноз, тем более эффективной будет коррекционная работа.
  • 2
    Будьте готовы к длительному марафону занятий с разными специалистами. Не пропускайте приемы, тщательно выполняйте все домашние задания и рекомендации. Только командная работа даст желаемый результат.
  • 3
    Почаще хвалите своего ребенка за любые, даже минимальные достижения. Не концентрируйтесь на неудачах, отмечайте каждый успех. Это лучшая мотивация двигаться дальше.
  • 4
    Адаптируйте бытовые условия под особенности ребенка. Используйте специальные приспособления для письма, еды, одевания. Устраняйте барьеры и опасные предметы дома.
  • 5
    Больше времени уделяйте совместным подвижным играм, прогулкам, походам. Плавание, катание на велосипеде, игры с мячом, танцы — все это поможет развитию общей моторики и координации движений.
  • 6
    Учите ребенка навыкам самообслуживания в игровой ненавязчивой форме. Одевание кукол, нарезание пластилина, замешивание теста, вытирание пыли — все это прекрасные тренажеры для пальчиков.
  • 7
    Читайте малышу добрые книги, учите с ним стихи и потешки, смотрите развивающие мультфильмы. Это расширит кругозор, обогатит словарь, поможет освоить навыки коммуникации.
  • 8
    Не жалейте времени на общение и игры с ребенком. Он должен постоянно чувствовать Вашу любовь, заботу и принятие. Это лучшее лекарство от всех трудностей.

Способы самостоятельной диагностики диспраксии

Очень важно своевременно обратить внимание специалистов на эту проблему, потому что в дошкольном возрасте развитие движений и развитие психики тесно связаны друг с другом. Отставание в какой-то области влечет за собой искаженное развитие других качеств личности. Важно прийти к порогу школьного обучения с максимальной компенсацией диспраксии.

Существует простой способ первоначальной диагностики диспраксии, который можно провести в домашних условиях — прыжковый тест. Прыгать нужно на двух ногах в сопровождении счета «один-два-три-четыре», меняя движения ног в определенной последовательности:
  • 1
    один – ноги в стороны;
  • 2
    два – ноги перекрещены (левая нога впереди правой);
  • 3
    три – ноги в стороны;
  • 4
    четыре — ноги перекрещены (правая нога впереди левой).
Признаки неблагополучия:
  • 1
    ребёнок не может прыгать по предложенному взрослым образцу;
  • 2
    он не в состоянии соблюдать ритм, заданный счётом;
  • 3
    перекрещивая ноги, он разворачивает таз.
Этот метод диагностики достаточно точен, может применяться начиная с 4–5 лет.

Путь коррекции диспраксии долог и тернист, но его обязательно нужно пройти вместе со своим малышом. Запаситесь терпением, верой в успех и окружите ребенка атмосферой любви. Совместными усилиями Вы сможете добиться огромных результатов и подарить ему радость новых побед. Все обязательно получится!

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?