• /
  • /

Дети с ОВЗ: особенности, ограничения, заболевания

Статья подготовлена нашей командой Логопедия Дома - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Характерные особенности детей с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, которые имеют физические, психические, сенсорные или интеллектуальные отклонения от нормы. Их развитие существенно отличается от сверстников с типичным развитием в силу имеющихся нарушений. Ребенок с ОВЗ может испытывать трудности в обучении, общении, самообслуживании, овладении необходимыми жизненными навыками.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Возрастные особенности

Отклонения у детей с ОВЗ могут проявляться уже на ранних этапах развития. Например, позднее начало ходьбы, первые слова и предложения. В дошкольном возрасте такие дети часто отстают от сверстников в овладении навыками самообслуживания, общения, игровой деятельности.

Представьте, например, ребенка с задержкой психического развития в 4-5 лет. Он может плохо усваивать названия цветов, формы предметов, проявлять импульсивность, капризность. Ему трудно концентрироваться более 5-10 минут, быстро рассеивается внимание. Навыки самостоятельности развиты слабо — он не умеет застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

В школьном возрасте проблемы усугубляются. Ребенок с ОВЗ испытывает серьезные трудности в усвоении учебной программы. Отставание по основным предметам нарастает из года в год. Особенно сложными для таких детей являются задания, требующие концентрации, логического мышления, больших объемов памяти.

Психофизиологические особенности

Спектр нарушений, относящихся к ОВЗ, чрезвычайно широк — это может быть недостаточность физических, сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных функций разной степени выраженности.

Например, у ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП) имеются двигательные расстройства — нарушена координация, мышечный тонус, точность движений. Это затрудняет овладение навыками самообслуживания и письма. Слепой ребенок лишен возможности получать информацию через зрительные образы. Ученику на инвалидной коляске нужны специальные средства и приспособления для доступа в учебное заведение.

При умственной отсталости основная проблема — интеллектуальный дефицит разной степени тяжести, что замедляет усвоение знаний и навыков. Многим детям с ОВЗ сложно концентрировать внимание, у них снижена работоспособность, быстрая утомляемость из-за хронических заболеваний.

Помимо ведущего нарушения, как правило, отмечаются и сопутствующие отклонения. Например, у ребенка с нарушением слуха могут быть проблемы с речью, трудности в общении. Для многих детей с ОВЗ характерны эмоционально-волевые расстройства, нарушения памяти, внимания.

Ограничения детей с ОВЗ

Особенности психофизического развития накладывают ограничения на возможности детей с ОВЗ в разных сферах. Они испытывают затруднения в процессе обучения, овладении социальными и жизненными компетенциями.
То, что кажется простым для обычных детей, для ребенка с ОВЗ может стать серьезной преградой и большим испытанием.

Например, написание диктанта для ученика с дислексией, подвижная игра во дворе для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, поход в магазин для незрячего, запоминание длинной инструкции для ученика с умственной отсталостью.

Многие ограничения связаны с физическими и информационными барьерами внешней среды. Например, отсутствие пандусов мешает ребенку на коляске беспрепятственно попадать в здание школы. Книги без шрифта Брайля недоступны для слепых учеников. Сайт, не адаптированный для людей с нарушениями зрения, лишает их возможности получать информацию.

Устранение подобных барьеров и создание универсальной безбарьерной среды — одна из важнейших задач для успешной интеграции детей с ОВЗ в социум. Это позволит им максимально реализовать свои потенциальные возможности.

Какие заболевания у детей с ОВЗ

К категории ОВЗ относится крайне широкий диапазон нарушений здоровья различной этиологии и степени выраженности.

Чаще всего ограниченные возможности вызваны следующими заболеваниями и состояниями:
  • 1
    Нарушения интеллекта
    Умственная отсталость легкой, умеренной, тяжелой и глубокой степени, а также задержка психического развития различного генеза (например, вследствие органического поражения головного мозга, педагогической запущенности и др.).
  • 2
    Нарушения слуха
    Глухота (двусторонняя стойкая потеря слуха) и тугоухость разных степеней (частичная потеря слуха). Причинами могут быть врожденная патология, перенесенные заболевания в раннем возрасте.
  • 3
    Нарушения зрения
    Тотальная слепота вследствие врожденных аномалий или приобретенная в результате травмы или заболеваний. Различные степени слабовидения: от легкой до тяжелой.
  • 4
    Нарушения речи
    Алалия (невозможность овладеть речью), афазия (распад уже сформированной речи), дизартрия (нарушение звукопроизношения по причинам органического характера), заикание и другие логопедические дефекты.
  • 5
    Нарушения опорно-двигательного аппарата
    Детский церебральный паралич, последствия травм и других заболеваний, приводящих к параличам, парезам, нарушениям координации движений.
  • 6
    Расстройства аутистического спектра
    Разные формы аутизма, характеризующиеся нарушениями социального взаимодействия и коммуникации.
  • 7
    Соматические заболевания
    Диабет, бронхиальная астма, врожденные пороки сердца, заболевания почек, онкологические заболевания и другие хронические патологии, которые существенно ограничивают жизнедеятельность ребенка.
  • 8
    Комплексные нарушения
    Сочетание двух и более дефектов развития. Например, слепоглухонемые дети, имеющие сочетание нарушений зрения, слуха и речи. Дети с сочетанием умственной отсталости и нарушения опорно-двигательной системы.
Причинами возникновения ОВЗ могут быть генетические синдромы, врожденные аномалии развития, родовые травмы, заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз и др.), черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, перинатальные поражения нервной системы, неблагоприятные социальные факторы.

Важно понимать, что дети с ОВЗ — очень разнородная группа. Каждый ребенок уникален, со своим спектром возможностей и ограничений. Подход к его развитию и образованию должен быть строго индивидуальным.

Пройдите бесплатный пробный урок

Расскажем как проходят занятия, рассчитаем сроки и индивидуальный план занятий с логопедом

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Как помочь детям с ОВЗ

Для того чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли максимально реализовать свой потенциал, необходимо создавать для них специальные условия с самого раннего возраста. Чем раньше начата комплексная коррекционно-развивающая работа, тем больше шансов добиться положительной динамики и социализации ребенка.

В дошкольном учреждении

Дошкольный период имеет колоссальное значение для развития ребенка с ОВЗ. Именно в это время закладываются основы для дальнейшего обучения и социализации.

В детских садах, где воспитываются дети с нарушениями развития, группы должны быть малочисленными — не более 10-12 человек. Это позволяет уделять максимум внимания каждому воспитаннику. Помещения и территория должны быть безбарьерными и безопасными.

В зависимости от вида нарушения, необходимо специальное оборудование и пособия. Например, для глухих — звукоусиливающая аппаратура, слуховые аппараты. Для слабовидящих - увеличительные приборы, тактильные наглядные пособия. Для детей с ДЦП — вертикализаторы, ходунки, специальные кресла и другие средства реабилитации.

Большую роль играет квалифицированная помощь специалистов — дефектологов, логопедов, психологов, инструкторов ЛФК. Каждый из них проводит коррекционно-развивающую работу в рамках своего профиля.

Особое внимание уделяется формированию социально-бытовых и коммуникативных навыков, подготовке к обучению в школе.

Активно привлекаются также родители. Семье даются рекомендации по созданию развивающей среды дома, проведению специальных упражнений и игр.

В школе

После детского сада образование детей с ОВЗ может продолжаться в обычных школах по инклюзивной модели или в специализированных школах для определенных категорий нарушений.

При инклюзивном образовании школа должна создать безбарьерную архитектурную среду и оборудовать специальные помещения в соответствии с нуждами учеников. Например, сенсорные комнаты для детей с РАС, кабинеты для занятий ЛФК, логопедические кабинеты.

Обязательно наличие вспомогательных технических средств — тактильных дисплеев, специальных клавиатур, компьютерных тренажеров и симуляторов. Учебные программы адаптируются под возможности каждого ребенка.

Важную роль играют тьюторы, помогающие детям с ОВЗ осваивать учебный материал. Также нужны педагоги-психологи для коррекционных занятий. Сами учителя проходят специальную подготовку по работе с разными нарушениями.

Специализированные школы предназначены для отдельных категорий детей, таких как глухие, слепые, с тяжелыми нарушениями речи и интеллекта. В них созданы максимально комфортные условия с учетом конкретного вида патологии.

В любом случае, учебный процесс для школьников с ОВЗ должен быть гибким, индивидуализированным, ориентированным на конкретную практику. Главная цель — подготовка к самостоятельной жизни и максимально возможной социальной адаптации.

Советы для родителей

Участие родителей также важно для помощи ребенку с ОВЗ. Вот несколько основных рекомендаций:
  • 1
    Принимайте особенности своего ребенка, сохраняйте оптимистичный настрой. Не концентрируйтесь только на имеющихся ограничениях.
  • 2
    Окружите малыша безопасной, развивающей средой. Создайте дома условия для его активности, самостоятельности, познания окружающего мира.
  • 3
    Старайтесь максимально рано начать коррекционно-развивающие мероприятия. Чем раньше начата работа, тем больше шансов компенсировать имеющиеся нарушения.
  • 4
    Используйте все доступные ресурсы для абилитации и социализации ребенка - реабилитационные центры, лечебную физкультуру, массаж, иппотерапию, канистерапию и многое другое.
  • 5
    Активно вовлекайте в процесс квалифицированных специалистов — дефектологов, логопедов, психологов. Следуйте их рекомендациям дома.
  • 6
    Старайтесь поддерживать самостоятельность и активность ребенка. Предоставляйте ему возможность пробовать делать что-то самому, даже если это получается медленно и не очень ловко.
  • 7
    Общайтесь с ребенком как можно больше. Разговаривайте, рассказывайте, объясняйте явления окружающего мира. Читайте вместе книги.
  • 8
    Находите способы расширить его кругозор. Выезжайте на прогулки, экскурсии, путешествия. Это стимулирует познавательную активность.
  • 9
    Будьте терпеливы и последовательны в обучении ребенка жизненным навыкам. Чаще хвалите за небольшие успехи.
  • 10
    Готовьте ребенка к обучению в условиях детского коллектива. Приучайте его соблюдать режим, правила поведения, навыки взаимодействия со сверстниками.
  • 11
    Общайтесь с другими родителями детей с ОВЗ, обменивайтесь опытом и информацией. Объединяйтесь для отстаивания прав и интересов своих детей.
Путь развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья сложен, тернист, требует больших усилий. Но при поддержке близких, работе специалистов и содействии общества многие ограничения можно преодолеть или компенсировать. Главное — вовремя получить необходимую квалифицированную помощь и поверить в безграничный потенциал своего ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?