• /
  • /

Артикуляционная гимнастика. Комплексы упражнений

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.

Содержание статьи

Зачем нужна артикуляционная гимнастика для детей

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика – это система упражнений, для улучшения произношения путем тренировки артикуляционного аппарата, куда входят губы, язык, челюсти и голосовые связки. Она помогает улучшить произношение звуков, а также общую четкость речи.

Артикуляционная гимнастика часто используется в речевой терапии для коррекции дефектов речи у детей и взрослых. Она также полезна для людей, занимающихся публичными выступлениями, актерским мастерством или вокальным искусством.

Эффективность артикуляционных упражнений зависит от регулярной практики и систематического подхода. Логопеды разрабатывают индивидуальные программы гимнастики, учитывающие особенности и потребности каждого человека.

Гимнастику проводят в логопедической группе в детском саду. Могут проводить артикуляционную гимнастику в подготовительной или старшей группе детского сада. Можно проводить ее самостоятельно, но лучше всего обратиться к логопеду, который хотя бы на первых порах проследит за правильным выполнением упражнений.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Когда нужна артикуляционная гимнастика для детей

  • 1
    Улучшение дикции или коррекции звукопроизношения. Это важно для детей, у которых есть трудности с произношением звуков или звуковых комбинаций.
  • 2
    Логопедическая гимнастика применяется для коррекции дефектов речи, таких как замена, искажение или пропуск звуков. Она готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.
  • 3
    Улучшение подвижности артикуляционных органов. Упражнения артикуляционной гимнастики способствуют улучшению подвижности и координации губ, языка, челюстей и других артикуляционных органов. Это помогает детям контролировать свою речь и произношение.
  • 4
    Подготовка к чтению и письму. Для овладения чтением и письмом ребенку нужно четко произносить звуки родного языка.
Занятия артикуляционной гимнастикой с дошкольниками зависит от их индивидуальных потребностей и возможностей. Артикуляционная гимнастика для детей в любом возрасте направлена на выработку правильного положения для произнесения звука, но есть нюансы.
  • 1
    3-4 года. В этом возрасте артикуляционная гимнастика используется для развития речи и произношения основных звуков и комбинаций.
  • 2
    5-6 лет. В этом возрасте гимнастика направлена на коррекцию дефектов речи и улучшение произношения. Дети могут осваивать более сложные звуки и фонемы.
  • 3
    7 лет и старше. На этом этапе логопедическая гимнастика используется для улучшения четкости речи и коррекции дефектов, а также для подготовки к чтению и письму.

Комплексы упражнений

Существует множество комплексов артикуляционной гимнастики, которые разрабатываются специалистами в области логопедии и речевой терапии в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей каждого человека.

В логопедической гимнастике различают статические и динамические упражнения. Они отличаются по характеру движения и тому, как мышцы речевого аппарата вовлечены в упражнение.
В статических упражнениях мышцы речевого аппарата фиксируются в определенном положении без активного движения. Например, улыбка, длительное удержание позы с надутыми щеками, выдвижение языка к носу и его удержание в этой позиции. Положение надо удерживать около 10 секунд.

Статические упражнения способствуют укреплению мышц и развитию контроля над ними, а также улучшают их тонус и гибкость.

В динамических упражнениях мышцы артикуляционных органов активно сокращаются и расслабляются, выполняя движения с изменением положения. Например, жевательные движения, быстрые движения языка в разные стороны, быстрое надувание и сдувание щек. Упражнения выполняются 5-10 раз.

Динамические упражнения помогают улучшить координацию движений, развить скорость реакции мышц, улучшить контроль над дыханием и повысить общую выносливость речевого аппарата.

Важно помнить, что комбинация обоих типов упражнений может дать наилучшие результаты.

Комплекс упражнений для языка

«Качели»

Высунуть язык и коснуться его кончиком носа, а потом подбородка. Попеременно выполнять эти движения.
Убедитесь, что ребенок выполняет упражнение без напряжения.

«Часики»
Выполнять касания уголков рта кончиком узкого напряженного языка.
Следите, чтобы не работали губы и челюсти.

«Лошадка»
Нажать кончиком языка на верхнее нёбо и быстро оттянуть его назад, как будто лошадь цокает копытами.

Язык внутрь — наружу
Высунуть язык наружу так далеко, как только можно, затем втянуть его обратно в рот.
Помогите ребенку контролировать движение языка, чтобы избежать излишнего напряжения.

«Иголочка»
Сделать язык тонким и удлиненным, как иголка и удерживать в этой позиции. Выполнять упражнение медленно и контролировать движения языка.

«Башмак»
Представить, что язык – это башмак, и поочередно надевать его на каждый из зубов, начиная с передних зубов и двигаясь к задним.

«Наказать язык»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и произнести звук «пя - пя». Задача ребенка – не напрягать язык.
Следите, чтобы язык был расслабленным и касался уголков губ, а нижняя губа не подворачивалась. Воздух задерживать не нужно.

«Лопатка»
В полуулыбке высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Нужно удерживать язык в спокойном состоянии, не высовывать его далеко вперед, накрывая только нижнюю губу и касаясь уголков рта.

«Маляр»
Попросите ребенка представить себя маляром, который раскрашивает потолок языком. Пусть он медленно двигает языком по верхнему небу вперед и назад. Убедитесь, что ребенок двигает языком равномерно и контролирует его движения.

«Вкусное варенье»
Слизываем варенье с верхней и нижней губы, двигая языком вперед и назад, но не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык, а не челюсти.

«Грибок»
Попросите ребенка прижать язык к верхнему небу и, не отпуская язык, удерживать его в таком положении под счет. Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку.

«Гармошка»
Похожее на «Грибок» упражнение, но усложненное. Нужно не только удерживать язык в нужном положении, но при этом открывать и закрывать рот. Это можно сделать, если губы находятся в улыбке. Следите при этом, чтобы сами губы не работали.

«Фокус»
Подвернуть боковые края языка, чтобы получился желобок, язык положить на нижнюю губу. Попросить ребенка в таком положении подуть на кусочек ваты. Если все сделано правильно, то вата взлетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться, а боковые края языка нужно прижать к верхней губе.

«Чашечка»
Нужно удерживать язык в форме чашечки. Это легче делать возле верхних зубов. Если чашечка не получается, то можно начать с того, что распластать язык между губами и завернуть его на верхнюю губу.

Комплекс упражнений для губ

«Улыбка»
Удерживаем губы в улыбке под счет до 10. Губы сомкнуты, зубов не видно. Следите, чтобы не размыкались края губ.

«Заборчик»
Челюсти сомкнуты, губы раздвинуты в улыбке, зубы открыты.

«Хоботок»
Сомкнутые губы нужно вытянуть вперед как можно дальше. Это упражнение хорошо чередовать с «Улыбкой».

«Трубочка»
Вытягивать губы трубочкой вперед. Это упражнение часто совмещают с дыхательными упражнениями, например, подуть через вытянутые губы на свечку, чтобы ее задуть. Или дыханием загнать кусочек ваты между двумя кубиками как мяч в ворота.

«Жвачное животное»
Пожевать сомкнутыми губами вперед и по круговой траектории в одну и в другую сторону.

«Бублик»
Зубы сомкнуты, а губы приоткрыты и чуть вытянуты вперед, как будто губами мы держим что-то маленькое и круглое, похожее на крышку от пластиковой бутылки. При этом должны быть видны нижние и верхние резцы.

«Кролик»
Зубы держим сомкнутыми, а верхнюю губу приподнимаем, показывая верхние резцы.

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с речью есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Для развития мышц щек

«Хоботок — улыбка»
Вытянуть сомкнутые губы вперед, как будто хобот слоненка. Удерживать положение в течение 5-10 секунд, затем растянуть губы в улыбке, не показывая зубы. Губы должны быть сомкнуты, щеки не надувать. Язык находится в спокойном положении.

«Рыбка»
Вытянуть губы вперед трубочкой. Затем сделать движение губами вверх и вниз, имитируя открывание и закрывание рта рыбки.
Движения должны быть плавными и четкими. Язык неподвижен.

«Шарик»
Надуть щеки, удерживая воздух внутри. Нужно перекатывать воздух из одной щеки в другую, как шарик. Следите, чтобы воздух не выходил, а губы были плотно сомкнуты.

«Акулий зев»
Широко открыть рот, растянув уголки губ в стороны, как акулий зев. Оставаться в такой позе 5-10 секунд. Следите за расслаблением мышц лица и шеи. Язык располагается свободно.

Для мышц мягкого нёба и глотки

«Маятник»
Открыть рот и расслабить мышцы глотки. Произнести звук "А" с высокой интонацией, затем с низкой. Мягкое нёбо должно подниматься и опускаться, как маятник. Мышцы шеи расслаблены.

«Зевок»
Имитировать зевок, широко открывая рот и поднимая мягкое небо. Удерживать позицию 5-10 секунд, затем расслабиться. Дыхание свободное через нос.

«Булочка»
Набрать воздух через нос, надувая щеки. Задержать дыхание на короткое время, затем выдохнуть через рот со звуком «П». Мягкое нёбо при выдохе должно подниматься.

«Похрапывание»
Приоткрыть рот и произнести звук "Ы" с расслабленными мышцами глотки, имитируя похрапывание. Мышцы лица и шеи расслабить. Дыхание свободное через нос.

Рекомендации для выполнения артикуляционной гимнастики

Логопед проводит артикуляционные упражнения для развития и укрепления мышц речевого аппарата и улучшения произношения звуков.

Принципы артикуляционной гимнастики

  • 1
    Индивидуальный подход.
    Логопед подбирает упражнения, учитывая специфические потребности каждого ребенка в соответствии с его возрастом, уровнем развития и особенностями речи.
  • 2
    Систематичность и регулярность.
    Упражнения нужно регулярно повторять, чтобы достичь наилучших результатов. Это могут быть ежедневные короткие сеансы или занятия несколько раз в неделю.
  • 3
    Постепенное увеличение нагрузки.
    Упражнения адаптируются под уровень ребенка, и с течением времени увеличивается сложность и объем упражнений.

Рекомендации для родителей

  • 1
    Постоянство и терпение.
    Родители должны следить за регулярным выполнением упражнений и терпеливо поддерживать ребенка в процессе. Если логопед рекомендует заниматься не только на его уроках, но и дома, это необходимо делать для достижения результата.
  • 2
    Игровой подход.
    Сделайте гимнастику интересной и игровой, чтобы ребенок был заинтересован в процессе и не уставал быстро.
  • 3
    Поддержка и похвала.
    Поощряйте ребенка за его усилия и достижения, даже если они маленькие. Положительная обратная связь может значительно повлиять на мотивацию ребенка.
Если у вас возникают вопросы или затруднения в проведении артикуляционной гимнастики, обратитесь за помощью к нашему логопеду. Он предложит индивидуальные рекомендации, а также адаптирует программу гимнастики под конкретные потребности вашего ребенка.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?