«Качели»
Высунуть язык и коснуться его кончиком носа, а потом подбородка. Попеременно выполнять эти движения.
Убедитесь, что ребенок выполняет упражнение без напряжения.
«Часики»
Выполнять касания уголков рта кончиком узкого напряженного языка.
Следите, чтобы не работали губы и челюсти.
«Лошадка»
Нажать кончиком языка на верхнее нёбо и быстро оттянуть его назад, как будто лошадь цокает копытами.
Язык внутрь — наружу
Высунуть язык наружу так далеко, как только можно, затем втянуть его обратно в рот.
Помогите ребенку контролировать движение языка, чтобы избежать излишнего напряжения.
«Иголочка»
Сделать язык тонким и удлиненным, как иголка и удерживать в этой позиции. Выполнять упражнение медленно и контролировать движения языка.
«Башмак»
Представить, что язык – это башмак, и поочередно надевать его на каждый из зубов, начиная с передних зубов и двигаясь к задним.
«Наказать язык»
Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу и произнести звук «пя - пя». Задача ребенка – не напрягать язык.
Следите, чтобы язык был расслабленным и касался уголков губ, а нижняя губа не подворачивалась. Воздух задерживать не нужно.
«Лопатка»
В полуулыбке высунуть язык, положив его на нижнюю губу. Нужно удерживать язык в спокойном состоянии, не высовывать его далеко вперед, накрывая только нижнюю губу и касаясь уголков рта.
«Маляр»
Попросите ребенка представить себя маляром, который раскрашивает потолок языком. Пусть он медленно двигает языком по верхнему небу вперед и назад. Убедитесь, что ребенок двигает языком равномерно и контролирует его движения.
«Вкусное варенье»
Слизываем варенье с верхней и нижней губы, двигая языком вперед и назад, но не из стороны в сторону. Следите, чтобы работал только язык, а не челюсти.
«Грибок»
Попросите ребенка прижать язык к верхнему небу и, не отпуская язык, удерживать его в таком положении под счет. Цель упражнения – растянуть подъязычную уздечку.
«Гармошка»
Похожее на «Грибок» упражнение, но усложненное. Нужно не только удерживать язык в нужном положении, но при этом открывать и закрывать рот. Это можно сделать, если губы находятся в улыбке. Следите при этом, чтобы сами губы не работали.
«Фокус»
Подвернуть боковые края языка, чтобы получился желобок, язык положить на нижнюю губу. Попросить ребенка в таком положении подуть на кусочек ваты. Если все сделано правильно, то вата взлетит вверх. Нижняя губа не должна подворачиваться, а боковые края языка нужно прижать к верхней губе.
«Чашечка»
Нужно удерживать язык в форме чашечки. Это легче делать возле верхних зубов. Если чашечка не получается, то можно начать с того, что распластать язык между губами и завернуть его на верхнюю губу.