Задержка психического развития (ЗПР)

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» – мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»
В этой статье мы расскажем о задержке психического развития (ЗПР) у детей. Рассмотрим причины возникновения этого нарушения, его основные проявления в разных сферах развития ребенка, типы ЗПР по классификации К.С. Лебединской. Также подробно опишем этапы диагностического процесса и комплексного подхода к лечению. В конце затронем вопросы профилактики ЗПР и возможные осложнения при отсутствии своевременной помощи.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Содержание статьи

Что такое ЗПР?

Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение нормального формирования познавательной деятельности, при котором страдают отдельные или сразу несколько психических функций: память, внимание, речь, мышление, эмоционально-волевая сфера. Это не стойкое необратимое состояние, а временная задержка развития, которая поддается коррекции при условии своевременной диагностики и оказания специализированной помощи.

Важно понимать, что ЗПР не является умственной отсталостью или формой аутизма. Это нарушение имеет четкие отличительные признаки: при ЗПР остаются сохранными интеллектуальные способности ребенка, хотя и наблюдается их неравномерное развитие. Как правило, преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы и социальных навыков. В отличие от умственной отсталости, при ЗПР познавательные функции только временно отстают, но потенциально сохранны.

Лечить ли задержку психического развития? Безусловно, да. Без коррекционного вмешательства ребенок очень скоро может столкнуться со множеством трудностей в учебе, социальной адаптации, общении со сверстниками и взрослыми. Задержка сама по себе не пройдет, она требует участия высококвалифицированных специалистов разного профиля и активной поддержки со стороны родителей. Чем раньше будет выявлена проблема и начата работа по ее преодолению, тем лучше будут результаты коррекции.

Причины появления ЗПР у детей

Причины, по которым у ребенка может развиться задержка психического развития, принято разделять на две большие группы — биологические (органические) и социальные (средовые) факторы риска.

К биологическим причинам ЗПР относятся:
  • 1
    Патологии течения беременности (тяжелые формы токсикоза, резус-конфликт между кровью матери и плода, внутриутробная гипоксия плода из-за нарушения плацентарного кровообращения и др.).
  • 2
    Преждевременные роды, недоношенность.
  • 3
    Родовая травма плода (асфиксия, внутричерепные кровоизлияния и пр.).
  • 4
    Перенесенные во внутриутробном периоде внутриутробные инфекции (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус и др.).
  • 5
    Тяжелые соматические заболевания, перенесенные в первый год жизни ребенка (энцефалит, менингит, эпилепсия, гидроцефалия, черепно-мозговая травма и др.).
  • 6
    Наследственная предрасположенность к задержке развития, передающаяся по генетической линии.
Социальные причины ЗПР:
  • 1
    Неблагополучная обстановка в семье (жестокое обращение с ребенком, пренебрежение его потребностями, безнадзорность).
  • 2
    Гиперопека или гипоопека (избыточное излишнее внимание или, напротив, полное отсутствие заботы и контроля).
  • 3
    Педагогическая запущенность и безграмотность родителей в вопросах воспитания.
  • 4
    Ограниченность общения ребенка, социальная депривация.
  • 5
    Пережитые ребенком психологические травмы и стрессы.
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Типы ЗПР

В зависимости от того, какие именно причины лежат в основе нарушения психического развития, выделяют несколько клинических типов или вариантов задержки по классификации известного детского психиатра и дефектолога К.С. Лебединской:
  • 1
    Конституционального генеза
    Обусловлена замедленным индивидуальным созреванием высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Для детей с таким типом ЗПР характерна общая инфантильность поведения, эмоциональная неустойчивость, непроизвольность внимания, слабая произвольность запоминания, игровая деятельность преобладает над познавательной.
  • 2
    Соматогенного происхождения
    Формируется вследствие тяжелого хронического соматического заболевания на первом году жизни ребенка (бронхиальная астма, пневмония, врожденный порок сердца, почечная недостаточность и др.). Клинические проявления: повышенная тревожность, неуверенность в себе и своих силах, нарушение мотивационной сферы, эмоциональная лабильность, капризность.
  • 3
    Психогенного генеза
    Причиной является ранняя психическая травма или длительная психотравмирующая ситуация в сфере близких эмоциональных связей ребенка (жестокое обращение, хроническая ситуация разлуки, безнадзорность, безучастное отношение со стороны взрослых). Наблюдается нарушение эмоциональной сферы, общения, игровой деятельности, низкая работоспособность.
  • 4
    Церебрально-органического генеза
    Связана с ранним органическим поражением головного мозга разной этиологии (внутриутробные патологии, родовые травмы, заболевания в первые месяцы жизни). Отмечается первичная инертность психических процессов, церебрастенические расстройства, нарушения регуляции движений и действий, эмоциональные расстройства.
Как видно из классификации, каждый вариант ЗПР имеет свои специфические клинические проявления, что важно учитывать при диагностике и составлении индивидуальной программы коррекционной работы.

Как задержка психического развития проявляется у детей

Основные симптомы ЗПР становятся заметными ближе к 4-5 годам, когда ребенок начинает активно осваивать социальные, коммуникативные, учебные навыки. Вместе с тем, при внимательном наблюдении отдельные признаки отставания можно распознать уже в раннем возрасте 1-3 лет.

Развитие речи

У детей с ЗПР нарушается становление всех компонентов речевой деятельности: фонетико-фонематических процессов, лексического запаса, грамматического строя. Они плохо овладевают навыками связной речи, затрудняются в понимании логико-грамматических конструкций, обращенной к ним речи взрослых. Их речь бедна, состоит из простых нераспространенных предложений. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, у них часто наблюдается нарушение фонематического слуха.

Интеллектуальное развитие

Ведущим нарушением является недостаточная сформированность всех операций мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, абстракции. Детям сложно устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Отмечается неравномерность развития разных сторон мышления - преобладает наглядно-действенное, страдает словесно-логическое мышление.
Серьезные проблемы вызывает организация целенаправленной деятельности, удержание программы действий, переключаемости с одного вида работы на другой, работы по образцу. Интеллектуальная пассивность, быстрая истощаемость внимания затрудняют усвоение ребенком знаний и навыков.

Память

У детей с ЗПР отмечается нарушение всех видов памяти — зрительной, слуховой, двигательной. Лучше всего развита наглядно-образная память, запоминание протекает фрагментарно, часто механически, без осмысления. Особые трудности вызывает вербальный материал — инструкции, правила, учебный материал. Плохо развита произвольная память.

Эмоционально-волевая сфера

Для многих детей с задержкой психического развития характерна эмоциональная неустойчивость, лабильность. Они быстро утомляются, истощаются, проявляют дефицит произвольного внимания. Отмечаются частые колебания настроения, проявления повышенной тревожности, фобий, страхов, апатии или возбудимости.

Двигательное развитие

Даже при относительной сохранности интеллектуальных функций, у детей с ЗПР имеют место разного рода двигательные нарушения. Отмечается общая соматическая ослабленность, моторная неловкость, недостаточная координация движений, мелкая моторика развита слабо.

Социальное развитие

Вследствие интеллектуальной недостаточности и эмоциональной незрелости детям с ЗПР сложно выстраивать взаимоотношения со сверстниками, устанавливать дружеские связи. Они не умеют налаживать контакты, подчиняться правилам, терпеливо дожидаться своей очереди, разрешать конфликты конструктивным путем. Часто их просто отвергают, не принимают в игры и общение.
В школьном возрасте помимо учебных трудностей у таких детей нередко возникают проблемы в общении с учителями и сверстниками, что приводит к дальнейшей дезадаптации, формированию негативных черт личности.

Диагностика задержки психического развития

Для постановки диагноза ЗПР необходимо тщательное комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка группой специалистов (психологом, дефектологом, логопедом, педиатром, неврологом). Важно собрать максимум информации:
  • 1
    анамнез жизни и развития;
  • 2
    сведения о перенесенных заболеваниях;
  • 3
    данные ранних этапов развития;
  • 4
    результаты наблюдений в семье и детском коллективе.
Этапы диагностического процесса:
  • 1
    Сбор анамнестических данных, анализ медицинской документации (обменная карта роддома, данные патронажа, сведения об образе жизни в семье).
  • 2
    Педиатрический осмотр для исключения хронических соматических заболеваний.
  • 3
    Психолого-педагогическое обследование с применением стандартизированных методик и тестов с целью выявления актуального уровня интеллектуального развития, особенностей эмоционально-волевой и коммуникативной сферы, речевых нарушений, определения зон актуального и ближайшего развития.
  • 4
    Консультация логопеда для оценки устной и письменной речи.
  • 5
    Невропатологический осмотр для выявления/исключения органических поражений нервной системы.
  • 6
    При необходимости — дополнительное обследование (консультации окулиста, сурдолога, ЭЭГ, МРТ головного мозга и др.)
  • 7
    Детальный анализ всех данных обследования, постановка заключения, определение типа и степени выраженности ЗПР.
  • 8
    Разработка индивидуальной программы коррекционной работы.
Важно проводить регулярное комплексное динамическое наблюдение за развитием ребенка для своевременной корректировки программы вмешательства.

Лечение ЗПР

Программа преодоления задержки психического развития носит комплексный характер и включает медикаментозную терапию, психолого-педагогическую коррекцию и активную работу с родителями. Вмешательство требует участия разных специалистов: невролога, психолога, логопеда, дефектолога, психиатра. Причем, чем раньше начата коррекционная работа, тем выше ее эффективность.

Основными задачами терапевтического вмешательства являются:
  • 1
    Нормализация нарушенных психических функций.
  • 2
    Формирование возрастных психологических новообразований.
  • 3
    Развитие компенсаторных механизмов.
  • 4
    Профилактика возможных вторичных нарушений.
  • 5
    Социальная адаптация ребенка.
В случае органической природы ЗПР обычно требуется медикаментозная терапия для лечения основного заболевания. Это могут быть ноотропные препараты, сосудистые, противовоспалительные, противосудорожные средства. При наличии эпилептических приступов назначаются противоэпилептические препараты.

Психолого-педагогическая коррекция проходит индивидуально и в группе и направлена на развитие отстающих функций и личностных качеств ребенка. Специалисты работают над формированием:
  • 1
    мотивации к обучению;
  • 2
    произвольного внимания;
  • 3
    памяти;
  • 4
    всех видов мышления;
  • 5
    речи;
  • 6
    эмоций;
  • 7
    коммуникативных навыков.
Большое значение придается работе с семьей. С родителями проводятся беседы, тренинги, их обучают педагогическим приемам воспитания и развития ребенка, необходимым для продолжения занятий в домашних условиях.

По мере положительной динамики и появления академических навыков основной акцент делается на подготовку ребенка к обучению в общеобразовательной школе и дальнейшую социальную адаптацию.

Профилактика

Поскольку многие факторы возникновения ЗПР носят биологический и генетический характер, полностью предотвратить это нарушение развития бывает непросто. Тем не менее существуют меры профилактики, которые позволяют значительно снизить риск появления задержки психического развития у ребенка.

Основные профилактические мероприятия:
  • 1
    Планирование беременности, тщательная подготовка к ней.
  • 2
    Соблюдение здорового образа жизни будущей матерью в пренатальный период.
  • 3
    Регулярное наблюдение в женской консультации, прохождение всех скринингов.
  • 4
    Лечение выявленных заболеваний во время беременности.
  • 5
    Рациональное ведение родов квалифицированными специалистами.
  • 6
    Предупреждение асфиксии и родовой травмы плода.
  • 7
    Формирование положительного эмоционально-поведенческого контакта с младенцем.
  • 8
    Организация развивающей среды, полноценного общения и разнообразной деятельности.
  • 9
    Регулярное наблюдение педиатра, своевременное выявление отклонений.
  • 10
    Недопущение физического, психологического насилия над ребенком.
Реализация этих мер позволит избежать многих неблагоприятных факторов, способных привести к нарушению психического развития в раннем детском возрасте.

Возможные осложнения

Задержка психического развития сама по себе не является необратимым состоянием. Однако при отсутствии своевременной диагностики и коррекционной помощи возможны серьезные осложнения и формирование стойких нарушений.

У детей дошкольного возраста наиболее частые осложнения:
  • 1
    Выраженная задержка речевого развития вплоть до полного отсутствия речи.
  • 2
    Нарушения эмоционально-волевой сферы, расстройства поведения.
  • 3
    Дефицит социальных навыков и коммуникативных способностей.
  • 4
    Трудности овладения навыками самообслуживания.
  • 5
    Задержка психомоторного развития, общая неловкость.
  • 6
    Проблемы адаптации в детском коллективе, отвержение сверстниками.
В школьные годы осложнения проявляются в нарастающих трудностях обучения:
  • 1
    Стойкая неуспеваемость по ведущим предметам.
  • 2
    Нарушения письма, чтения, счетных навыков.
  • 3
    Низкая мотивация к учебной деятельности, негативизм.
  • 4
    Нарушение поведения, конфликты со взрослыми и детьми.
  • 5
    Школьная дезадаптация, социальная изоляция.
Наиболее серьезным осложнением является переход задержки в форму стойкой интеллектуальной недостаточности (легкая умственная отсталость), которая требует уже перевода ребенка на специальное (коррекционное) обучение.

Чтобы предотвратить развитие осложнений, крайне важны ранняя диагностика и комплексная своевременная коррекционная работа силами разных специалистов и семьи ребенка. Только при устранении первичного дефекта и преодолении вторичных нарушений возможна успешная социальная адаптация и полноценное развитие личности.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?