Оптическая дисграфия

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы расскажем, что такое оптическая дисграфия, рассмотрим ее основную симптоматику. Также вы узнаете, как она корректируется.

На создание этой статьи у нашей команды ушло 44 человеко-часа. В написании участвовали копирайтер, редактор, эксперт в области логопедии и контент-менеджер.

Татьяна

Сергеевна

Автор статьи

Что такое дисграфия

Дисграфия — это нарушение письма, которое имеет специфический характер и проявляется в виде частичных недостатков письменной речи. Письменная речь является многогранной формой речевой активности, включающей в себя несколько уровней, а также различные анализаторы: слуховой, двигательный, зрительный и общий двигательный. Все эти компоненты находятся в тесном взаимодействии и взаимовлиянии в процессе написания. Структура письма формируется в зависимости от уровня овладения навыком, поставленных задач и его особенности. Кроме того, письмо неразрывно связано с устной речью и требует достаточного уровня ее развития. У взрослых процесс письма происходит автоматизировано и отличается по характеру от письма детей, находящихся на начальном этапе обучения.

В письме у взрослого человека выделяются целостность, связность и синтетичность. Графический образ слова воспринимается как единое целое, а не как последовательность отдельных букв; запись слова осуществляется одним моторным движением. Процесс написания проходит автоматически и контролируется одновременно кинестетическими и зрительными механизмами.

Автоматизированные движения руки представляют собой финальную стадию сложного преобразования устной речи в письменную форму. Перед тем, как приступить к написанию, проходит подготовительный этап, который необходим для успешного выполнения задачи. Письмо имеет многослойную структуру и состоит из множества операций, которые у взрослых обычно проявляются в сжатой форме. На начальном этапе обучения письму эти операции демонстрируются в более детализированном варианте.

Психофизиологическая структура процесса письма

Письменный процесс начинается с мотивации и осознания задач, которые стоят перед человеком. Каждый пишет с определенной целью: зафиксировать или сохранить информацию на определенный срок, передать её другому человеку или подтолкнуть кого-то к действию. Во время подготовки к написанию формируется мысленный план, который включает в себя последовательность мыслей и содержание сообщения. Исходная идея должна быть связана с определенной структурой предложения. Пишущему необходимо в процессе работы придерживаться установленного порядка слов и следить за тем, что уже записано, а также за тем, что еще предстоит написать.

Одной из самых трудных операций при написании является анализ звуковой структуры слова. Для того чтобы правильно записать слово, необходимо установить последовательность звуков и их размещение. Этот анализ происходит за счет взаимодействия слухового и двигательного анализаторов.

Далее следует этап сопоставления выделенной фонемы с визуальным образом соответствующей буквы. Важно четко различать букву среди других, особенно похожих графически. Для успешного выполнения данной задачи требуется высокий уровень развитости зрительного анализа, синтеза и пространственных представлений, что может быть затруднительно для первоклассников.

Следующим шагом является моторная операция письма — воспроизведение зрительного образа буквы с помощью движений руки. В этот момент одновременно происходит кинестетический контроль. По мере написания букв и слов кинестетические ощущения подкрепляются зрительным контролем, включая прочтение написанного текста.

В норме процесс письма основывается на высоком уровне сформированности разнообразных речевых и неречевых функций: точной дифференциации звуков, корректном произношении, анализе и синтезе языка, а также развитии зрительных навыков и пространственных представлений.

Недостаток даже одной из этих функций может вызвать затруднения в освоении письма и, как результат, привести к дисграфии.

Дисграфия возникает из-за недостаточного развития высших психических функций, которые необходимы для нормального овладения письмом.

У детей с дисграфией наблюдается незрелость многих высших психических функций: зрительного анализа и синтеза, недостаточная развитость пространственных представлений, проблемы с дифференциацией звуковой речи и фонематическим анализом, трудности в делении предложений на слова, а также расстройства памяти, внимания, последовательных и одновременных процессов и эмоционально-волевой сферы.

Оптическая дисграфия, изученная кафедрой логопедии ЛГПИ им. А. И. Герцена, связана с недостаточным развитием зрительного восприятия, анализа и синтеза, а также пространственных представлений и проявляется в замене или искажении букв в письменной речи.

Наиболее часто происходят замены графически схожих рукописных букв, составленных из одинаковых элементов, но варьирующихся в пространственном расположении.

Симптоматика оптической дисграфии

Симптоматика дисграфии характеризуется устойчивыми и повторяющимися ошибками в процессе письма, которые можно классифицировать следующим образом: искажения и замены букв, нарушения звукослоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов в предложении, а также аграмматизмы в письме.

Оптическая дисграфия — это специфическое расстройство письма, характеризующееся трудностями в восприятии и воспроизведении графических образов букв и слов.

Рассмотрим основные симптомы:
  • 1
    Неправильное написание букв: Дети могут путать схожие по форме буквы (например, «Б» и «Д», «П» и «Н»).
  • 2
    Пробелы и слитное написание. Трудности с соблюдением пробелов между словами могут привести к их слитному написанию.
  • 3
    Темп письма. Дети могут писать значительно медленнее своих сверстников из-за необходимости внимательной концентрации на каждой букве и слоге.
  • 4
    Ошибки в порядке букв. Дети часто могут неправильно располагать буквы внутри слова, что мешает общему восприятию.
  • 5
    Изменение формы букв. Буквы могут быть написаны в различных стилистических вариантах, отличающихся от стандартных форм (например, овальные или изогнутые).
  • 6
    Трудности с копированием текста. Копирование текста с листа может быть затруднено, и результаты могут включать искажения и ошибки.
  • 7
    Невозможность воспринимать буквы как целостные образцы. Дети могут не видеть буквы как единую форму, что затрудняет их запоминание и воспроизведение.
Кроме того, дисграфия может сопровождаться неречевыми симптомами, такими как неврологические расстройства, проблемы с познавательной деятельностью, восприятием, памятью и вниманием, а также психические нарушения. В таких случаях неречевые симптомы не являются частью самой дисграфии, а представляют собой совокупность нервно-психических и речевых нарушений, которые могут встречаться при алалии, дизартрии, речевых нарушениях, связанных с интеллектуальной недостаточностью, и других состояниях.

Дисграфия (так же как и дислексия) у детей с нормальным уровнем интеллекта может приводить к различным проблемам в формировании личности и вызывать определенные психические трудности.

При целенаправленном логопедическом вмешательстве постепенно наблюдается сглаживание симптомов дисграфии.

Коррекция оптической дисграфии

Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.
Работа с детьми, сталкивающимися с оптической дисграфией, осуществляется в нескольких направлениях:
  • 1
    Развитие зрительного восприятия, охватывающего распознавание цвета, формы и размеров (зрительный гнозис).
  • 2
    Увеличение объема и детализация зрительной памяти.
  • 3
    Формирование пространственных представлений.
  • 4
    Развитие навыков зрительного анализа и синтеза.
Чтобы улучшить предметный зрительный гнозис, рекомендуется выполнять задания, такие как называние контурных изображений предметов, работа с подчеркнутыми контурами, а также выделение наложенных друг на друга контуров.

В ходе работы над зрительным гнозисом целесообразно организовать задания на распознавание букв (буквенный гнозис). Например, вы можете предложить детям найти указанную букву среди ряда других, сопоставить печатные и рукописные версии букв, сказать или написать буквы, которые обозначены дополнительными линиями, определить неправильно расположенные буквы, обвести контуры букв, дополнить недостающее изображение и выделить буквы, которые наложены друг на друга.

В процессе устранения оптической дисграфии важно уточнить представления детей о форме, цвете и размере объектов. Педагог может показать различные фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различающиеся как по цвету, так и по размеру, и предложить детям подбирать фигуры одного цвета, одинаковой формы или размера, а также находить различия в форме и цвете.

Также можно предложить задания на сопоставление форм фигур с реальными предметами (например, круг — арбуз, овал — дыня, треугольник — крыша, полукруг — месяц) и работать над определением цвета фигур в отношении реальных объектов.

Для тренировки зрительной памяти можно использовать следующие виды упражнений:
  • 1
    Игра «Что пропало?»
    На столе располагаются 5–6 предметов или изображений, которые дети должны запомнить. Затем один из них убирается, и дети должны назвать, что исчезло.
  • 2
    Дети запоминают 4–6 картинок, а затем находят их среди других 8–10 изображений.
  • 3
    Запомнить несколько букв, цифр или фигур (3–5), а затем выбрать их из другого набора.
  • 4
    Игра «Что изменилось?»
    Педагог раскладывает 4–6 изображений, и дети запоминают их порядок. Затем логопед неявно меняет их расположение, и ученики должны узнать изменения и восстановить первоначальный порядок.
  • 5
    Разложить буквы, фигуры и цифры в их исходной последовательности.

Как пространственное представление может помочь при оптической дисграфии

При коррекции оптической дисграфии ключевым моментом становится формирование пространственных представлений.

В процессе работы над развитием пространственных представлений необходимо учитывать специфику формирования этих навыков на различных этапах роста, психологические аспекты оптико-пространственного восприятия и действий, а также текущее состояние этих функций у детей с дисграфией.

Пространственная ориентация делится на два взаимосвязанных компонента: осознание своего тела и ориентирование в окружающем пространстве. На начальном этапе ребенок учится понимать речевые обозначения для правой и левой рук.

Развитие ориентировки в пространстве у детей также проходит через определенные этапы. На начальной стадии дети способны понимать расположение объектов (справа или слева) лишь в том случае, если эти объекты находятся сбоку, то есть ближе к правой или левой руке. В это время различение направлений часто сопровождается активными движениями рук и глаз в сторону. С улучшением навыков эти движения начинают постепенно замедляться.

Этапы формирования пространственной ориентации включают:
  • 1
    Определение расположения предметов относительно себя.
  • 2
    Установление пространственных отношений между предметами, находящимися по бокам: «Укажи, какой объект находится справа, а какой — слева», «Положи книгу справа, а тетрадь слева от себя».
    Если у ребенка возникают трудности, важно уточнить: «Справа» означает ближе к правой руке, «слева»— к левой.
  • 3
    Определение пространственных отношений между несколькими предметами или изображениями.
    Например, ребенок может взять правой рукой книгу и разместить ее рядом с правой рукой, затем взять тетрадь левой рукой и положить ее у левой руки, отвечая на вопрос: «Где расположена книга — справа или слева от тетради?».
Далее педагог дает указания, такие как: «Положи карандаш справа от тетради, а ручку слева от книги» и выясняет позиции этих предметов.

Затем ребенку предлагаются задания с тремя предметами, например: «Положи книгу перед собой, затем размести карандаш слева от неё и ручку справа» и так далее.

Особое внимание уделяется уточнению пространственного расположения фигур и букв. Дети могут работать с карточками с изображениями различных фигур, выполняя следующие задания:
  • 1
    Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.
  • 2
    Положить кружок, затем установить квадрат справа от кружка и точку слева от квадрата.
  • 3
    По инструкции нарисовать точку, затем крестик ниже, а справа от точки — кружок.
  • 4
    Определить правую и левую стороны объектов, а также пространственные отношения между элементами графических изображений и буквами.
На этом этапе также осуществляется работа по развитию визуального анализа изображений и букв, их разделению на составные элементы, синтезу, а также выявлению сходств и различий между похожими графическими знаками и буквами.

При коррекции оптической дисграфии важно не только развивать пространственные представления и навыки зрительного анализа и синтеза, но и активно работать над речевыми обозначениями этих отношений. Это включает в себя понимание и использование предложных конструкций, а также наречий.

Оптические образы букв, как помощь при дисграфии

Устранение оптической дисграфии требует особого внимания к уточнению и различению оптических образов букв, которые часто вызывают путаницу.

Для повышения эффективности усвоения букв можно использовать соотнесение их с визуально схожими предметами: например, буква О может напоминать обруч, 3 ассоциируется со змеей, Ж — с жуком, П — с перекладиной, а У — с ушами. В практике применяются различные методы, включая загадки о буквах, ощупывание рельефных букв для их распознавания, конструирование букв из элементов и работу по срисовыванию.

Процесс различения смешиваемых букв проходит поэтапно: сначала осуществляется работа с изолированными буквами, затем переходят к буквам в слогах, словах, предложениях и, в конечном итоге, в текстах.

Подведем итоги

Коррекция оптической дисграфии осуществляется через использование методов, нацеленных на развитие зрительного гнозиса, мнезиса и пространственных представлений, а также их речевых обозначений. При этом особенно важно уделять внимание сопоставлению похожих букв с активным использованием различных чувственных анализаторов.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?