Твердые и мягкие согласные звуки в русском языке. Правила и таблицы для детей 1 класса

Статья подготовлена нашей командой Логопедия Дома - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Дети идут в 1 класс и знакомятся с тем, что в алфавите есть твердые и мягкие согласные звуки. К этому моменту уже могут говорить, но пока еще не осознают, каким образом слова формируются из отдельных звуков. Многие родители начинают заниматься обучением своих малышей уже в дошкольном возрасте, когда ребенку достаточно просто объяснить разницу между гласными и согласными звуками, но различия между твердыми и мягкими согласными иногда вызывают затруднения. В этой статье мы рассмотрим несколько действенных методик обучения, которые помогут ребенку освоить эту тему в игровой форме.

Светлана Андреевна

Автор статьи

Какие согласные называют твердыми и мягкими

Чтобы научить ребенка отличать твердые звуки от мягких, стоит обозначить, что это характеристики только согласных звуков. Хотя твердость и мягкость не характерны для них, твердость согласных зависит от последующего гласного звука, если это не всегда мягкие или всегда твердые согласные. Гласные же находятся в другом лагере. Основное различие между мягкими и твердыми звуками заключается в том, как они произносятся.

Твердые согласные — звуки, в произношении которых отсутствует необходимость в дополнительной артикуляции.

Простыми словами, твердые звуки произносятся без подъема спинки языка к небу.

Мягкие согласные образуются с помощью дополнительной артикуляции языка, то есть при их произношении средняя спинка языка одновременно с основной артикуляцией продвигается к твердому небу.

Когда человек произносит мягкие согласные звуки, середина его языка поднимается к небу и перекрывает проход, по которому движется воздух, а кончик слегка приподнимается к зубам. Это дополнительное движение называется палатализацией. В процессе произношения твердых звуков такого не происходит. Детям не обязательно погружаться в эти подробности, но для родителей это может быть полезной информацией. Чтобы самостоятельно ощутить разницу, достаточно произнести слово, где один и тот же звук выступает как твердый и как мягкий.

Возьмем, например, слово «перерыв». Произношение первого согласного звука [р’] заставляет язык подниматься к небу, а для второго согласного звука [р] это движение не требуется.
Взрослому человеку легко почувствовать разницу, но чтобы донести это первоклассника, мы предлагаем использовать воображение и прибегнуть к мнемоническим приемам, играм, картинкам, которые помогут детям запомнить разницу между твердыми и мягкими согласными звуками.

Примеры упражнений для учеников 1 класса:

Прочитайте слова и разделите их на две группы: в первую — слова с твердыми согласными звуками, во вторую — с мягкими.

Как научить ребенка различать звуки

Дети младшего школьного возраста хорошо воспринимают и запоминают информацию в игровой форме. Чтобы научить ребенка различать твердые и мягкие звуки, учителя советуют придумывать истории, через сюжет которых дети быстрее поймут разницу.

Пример:

Когда-то твердые и мягкие звуки жили очень дружно. Они были равны, уважали друг друга и не знали, что такое вражда. Но все изменилось, когда гласные буквы Е, Ё, Я, Ю и И, решили стать главными среди всех букв. Началась долгая война. Но буквы О, У, Э и Ы предпочли оставаться в стороне, не желая присоединиться к какой-либо стороне. Война затянулась, и гласные прибегли к хитрости. Они обратились за помощью к мягкому знаку, который, хоть и лишен собственного звука, но любит разжигать конфликты.

Мягкий знак сообщил гласным, где скрываются согласные, требуя взамен вознаграждение в случае победы. Согласные оказались окружены и были готовы на все, чтобы только гласные отступили. Группа воинственных гласных предложила им ряд условий, с которыми согласные вынуждены были согласиться. Война завершилась поражением для согласных. А вот победители громко отпраздновали победу.

С тех пор небольшая группа гласных имеет власть среди всех 33 букв и 42 звуков. Они определяют, будет ли согласный звук твердым или мягким. Те же права получил и мягкий знак, который теперь может властвовать над остальными буквами. Хотя среди согласных были те, кто не смирился с поражением, шипящие звуки и их сторонники не сдавались и продолжали сопротивление, уходя партизанить в леса. Покорные согласные теперь подчиняются гласным, но несколько мятежников все еще сопротивляются, хотя и без большого успеха.
Эта простая история ярко показывает, какие особенности существуют в отношениях между гласными и согласными звуками. Имена бунтарей, о которых мы упомянем далее, стоит сразу же добавить в «черный список». Гласные до сих пор объявляют их в розыск за непослушание. Табличку с надписью «В розыске» можно прикрепить на холодильник или к рабочему столу ребенка.

Это напоминание должно быть всегда перед глазами. Остальные согласные, которые подчинились победителям, теперь вынуждены менять свою характеристику в зависимости от окружения. Если рядом находятся гласные буквы Е, Ё, Я, Ю, И или Ь, то согласные становятся мягкими, поддавшись влиянию победителей. Если же рядом другие гласные А, О, У, Э, Ы или согласные, то согласные становятся твердыми, чувствуя поддержку.
Также облегчить процесс запоминания звуков и букв ученику поможет табличка, которую можно повесить над рабочим столом, чтобы информация всегда была перед глазами:

Пройдите бесплатную диагностику

Логопед проверит какие проблемы с письмом есть у ребенка и предложит индивидуальный курс занятий.

Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных

Запись звуков

Устная речь первична, потому что появилась раньше письменной. Когда мы записываем текст под диктовку, то не просто передаем слова, которые слышим, а скорее то, что понимаем. Это означает, что мы записываем слова не так, как они звучат, например «аблака», а так, как мы их понимаем и правильно пишем — «облака». Это логично, учитывая, что человек, диктующий текст, может говорить неразборчиво. Но, несмотря на это, мы все равно понимаем его и записываем, например, не «кравать», а «кровать».

Но если необходимо записать слово так, как оно произносится, значит, нужна его транскрипция.

Транскрибирование — это графическая запись звучания слова, в которой важна точность записи произношения.

Обозначение твердых и мягких согласных звуков происходит благодаря апострофу.

В транскрибировании мягкость согласного звука отмечается добавлением символа «’» к его записи. Он называется апостроф.

Например, чтобы указать мягкость звука «г» в транскрипции, необходимо написать [г’]. Твердость звука не отмечается.

Это довольно просто. Предложите ребенку простое задание: он должен выбрать из группы слов только те, где есть мягкие согласные, и затем сделать их транскрипции с апострофом. Несколько таких упражнений, и он быстро запомнит, как обозначается мягкость.

Пример:

Парные и непарные по твердости-мягкости звуки

Существует 15 пар согласных, каждая из которых состоит из мягкого и твердого звука.
[б] – [б’], [в] – [в’], [г] – [г’], [д] – [д’], [з] – [з’], [л] – [л’], [м] – [м’], [н] – [н’], [р] – [р’], [п] – [п’], [ф] – [ф’], [к] – [к’], [т] – [т’], [с] – [с’], [х] – [х’].

Согласные, которые могут образовывать такие пары, называются парными. Непарные звуки — это те звуки, которые либо всегда мягкие, либо всегда твердые, и они выделяются среди остальных.

К непарным согласным относятся: [н], [м], [л], [р], [й].

Всегда твердые и мягкие звуки

Пришло время узнать имена тех, кто отказался сдаваться без борьбы. Звуки Ч, Щ и Й всегда остаются мягкими, в то время как Ц, Ж, Ш остаются лишь твердыми. Это группа из шести согласных звуков, которые продолжают свою тихую войну и не соглашаются подчиниться власти гласных. Независимо от окружения, эта непоколебимость вызывает восхищение.

Таблица твердых и мягких звуков

Чтобы первокласснику было проще запомнить все твердые и мягкие звуки, можно воспользоваться этими таблицами:
С первого взгляда таблица может показаться ребенку непонятной, но после объяснений и изучения, она станет доброй помощницей при выполнении заданий по русскому языку.

Звонкие и глухие звуки

Согласные звуки также подразделяются на звонкие и глухие. Они могут быть и мягкими, и твердыми. Звонкие состоят из голоса и шума, в то время как глухие содержат только шум.
К звонким звукам относятся: [б], [г], [д], [ж], [з], [в], [й], [л], [м], [н], [р].
В группу глухих входят: [к], [п], [х], [ц], [ч], [с], [т], [ф], [ш], [щ].
Большинство согласных могут образовывать пары по глухости и звонкости:
[б] — [п]
[в] — [ф]
[г] — [к]
[д] — [т]
[з] — [с]
[ж] — [ш]
Запомнить глухие и звонкие согласные легко с помощью двух предложений:
«У ЛЬВА И ЖАБЫ МНОГО ДРУЗЕЙ» — согласные звонкие.
«СТЁПКА, ХОЧЕШЬ ЩЕЦ? — ФУ!» — согласные глухие.
Такая таблица поможет в запоминании парных, непарных, звонких и глухих согласных звуков:

Примеры заданий

  • 1
    Задание 1
    Произнесите слова по их транскрипциям:
    [кл’он], [лыжн’а], [м’этр]
  • 2
    Задание 2
    Укажите, сколько в данных словах слогов, букв, звуков, гласных и согласных букв:
    Апрель
    Собака
    Ландыш
    Часы
    Стол
  • 3
    Задание 3
    Мяч, корь, лес, цыпленок, весна, школа, пирог, кот, кит, дом, том, сирень, шесть.

    Соотнесите эти слова, к соответствующим столбцам:

    • Мягкие звуки
    • Твердые звуки
    • Непарные звуки
    • Слова с мягким знаком
  • 4
    Задание 4
    Соедините парные звуки:
    [б]         [х’]
    [в]         [д’]
    [д]         [з’]
    [з]          [б’]
    [ф]         [т’]
    [т]          [ф’]
    [х]          [в’]
  • 5
    Задание 5
    Прочитайте слова и отметьте в них твердые согласные звуки, а после укажите парные они или непарные:
    Веревка, пирамида, яблоко, лошадь, важный, бежать, активный, камыш, учитель.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?