Использование современных методик психолингвистики при коррекции нарушений речи играет ключевую роль в успешной реабилитационной работе. Эти методики, также известные как психолингвистический подход, в настоящее время представляют собой основу обучения будущих логопедов в университетах. Этот подход заменяет устаревший звуковой, который, тем не менее, остается эффективным при коррекции анартрии.
Логопедическая работа требует значительных временных и энергетических затрат. Часто логопед, работая в одиночку, без поддержки родителей, сталкивается с трудностями и не способен справиться с задачей, что иногда приводит к отказу от индивидуальных занятий с детьми, страдающими алалией.
При коррекции алалии рекомендуется создать подходящую языковую среду, учитывая специфику каждой формы заболевания. Для детей с моторной алалией необходимо обеспечить постоянное речевое общение, чтобы поступал большой объем информации, впечатлений и эмоций. В то время как детям с сенсорной алалией часто создается «информационный голод», особенно на начальных этапах работы.
Во время логопедической коррекции алалии важно соблюдать речевой режим, чтобы предотвратить появление речевого негативизма у ребенка. Использование разнообразных развивающих игр, повседневных дел и прием медицинских препаратов, способствующих развитию речи, должно быть адаптировано под каждое конкретное нарушение, учитывая уровень развития речи ребенка.
Кроме того, важно брать во внимание сопутствующие диагнозы, которые часто ставят детям с алалией. Например, многие психиатры или психоневрологи диагностируют у таких детей задержку психического развития или задержку психоречевого развития. Однако, при раннем начале работы с логопедом, эти диагнозы обычно снимаются после того, как речь ребенка приходит в норму.
Для лечения моторной алалии важно следовать клиническим рекомендациям, представленным в
документе Минздрава РФ «Специфические расстройства развития речи у детей». Эти рекомендации включают: