• /
  • /

Сборник упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников

Статья подготовлена нашей командой «Логопедия дома» - мы помогаем детям говорить красиво и грамотно.
Иллюстрация: Команда «Логопедии дома»

Содержание статьи

В этой статье мы предложим практические упражнения для улучшения фонематического восприятия у детей. Раскроем значение фонематического слуха для успешного обучения чтению и письму, а также приведем примеры упражнений на различение звуков, анализ и синтез звукового состава слов, распознавание звуков в словах и развитие слуховой памяти. Статья также содержит советы по организации занятий и поддержанию интереса ребенка, что делает обучение увлекательным и эффективным.

На написание этой статьи у копирайтера, редактора, контент-менеджера и эксперта-логопеда ушло 85 человеко-часов.

Дарья Константиновна

Автор статьи

Основные направления упражнений для развития фонематического слуха

Фонематический слух — это способность различать и правильно воспринимать звуки речи. Этот навык крайне важен для младших школьников, поскольку от него зависит успешность формирования навыков чтения, письма и понимания речи. Ребенок с развитым фонематическим слухом легче различает звуки, воспринимает их комбинации в словах и правильно соотносит звуки с буквами при письме.

Основные направления упражнений для развития фонематического слуха у младших школьников помогают сформировать у детей способность различать и правильно воспринимать звуки речи. Эти направления включают работу с восприятием и анализом звуков, что закладывает основу для успешного обучения чтению и письму.
  • 1
    Различение звуков речи.
    На этом этапе ребенок учится различать сходные звуки — гласные, звонкие и глухие согласные, а также дифференцировать слова, отличающиеся одним звуком.
  • 2
    Анализ и синтез звукового состава слова.
    Работа с составом слова, умение разбивать его на звуки и собирать его из звуков способствует развитию навыков письма и помогает при изучении правил орфографии.
  • 3
    Распознавание звуков в словах.
    Задача ребенка — находить определенные звуки или группы звуков в словах. Эти упражнения учат ребенка осознавать звуковую структуру слов и понимать, из каких звуков состоит слово.
  • 4
    Развитие слуховой памяти.
    Упражнения на слуховую память помогают детям запоминать и воспроизводить ряды звуков и слогов, что является основой для грамотного письма и устной речи.

Примеры упражнений для развития фонематического слуха

Для эффективного развития фонематического слуха у младших школьников можно использовать различные упражнения, которые помогают детям научиться различать звуки, анализировать их, запоминать и использовать в речи. Вот несколько примеров упражнений, направленных на ключевые аспекты фонематического восприятия.

Игры с мячом, направленные на развитие фонематических процессов

  • 1
    Игра «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

    Логопед: Когда услышите звук [А], стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А-У-О-У-И-О-Ы-И-А.
  • 2
    Игра « Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

    Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук [Э]. А-У-О-Э-У-И-О-Э-Ы-И-А
  • 3
    Игра «Стучалочка»
    Звуки я сказать хочу
    И по мячику стучу

    Цель: развитие фонематического восприятия, тренировка четкого произношения гласных звуков.

    Ход игры:

    Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждого между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например:

    1. А Э У
    2. АА ЭЭ УУ
    3. ААА ЭЭЭ УУУ
  • 4
    Игра «Тихо — громко»
    Мы катались по горам
    Пели тут и пели там

    Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

    Ход игры:

    Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) – уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задания друг другу.
  • 5
    Игра с передачей мяча «Мяч передавай, слово называй»
    Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции.

    Ход игры:

    Играющие выстраиваются в одну колонну. У игроков, стоящих первыми по одному большому мячу. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на заданный звук и передает мяч дальше.
  • 6
    Игра с передачей мяча « Звуковая цепочка»
    Свяжем мы из слов цепочку
    Мяч не даст поставить точку.

    Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

    Ход игры:

    Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - начало следующего.

    Например: весна-автобус-слон-нос-сова.
  • 7
    Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В…) — и только с этой.
    Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

    Ход игры:

    Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И].

    Пример:

    — Как тебя зовут?
    — Ира.
    — А фамилия?
    — Иванова.
    — Откуда ты приехала?
    — Из Иркутска
    — Что там растет?
    — Инжир.
  • 8
    Игра с перебрасыванием мяча « Мяч лови и мяч бросай, сколько звуков — называй»
    Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

    Ход игры:

    Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество.

Дидактические игры для развития фонематического восприятия

  • 1
    «Рыбалка»
    Цель: Развивать ФФВ, упражнять детей в выборе слов с одним и тем же звуком, закреплять навыки звукового анализа.

    Ход игры:

    Дается установка: «поймать слова со звуком (Л)» (и другими). Ребенок берет удочку с магнитом на конце «лески» и начинает «ловить» нужные картинки со скрепками. «Пойманную рыбку» ребенок показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор. Количество играющих: один и более человек.
  • 2
    «Телевизор»
    Цель: развивать ФФВ, развивать и совершенствовать звуковой анализ и синтез в речевой деятельности учащихся. Профилактика дисграфии на фоне ФФН. Отрабатывать навыки чтения.

    Ход игры:

    На экране телевизора прячется слово. На доске или наборном полотне вывешиваются картинки на каждую букву спрятанного слова по порядку. Ребенок (дети) должен по первым буквам слов в картинках сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал слово - экран телевизора открывается.

    Например: месяц — спрятанное слово

    Картинки: медведь, ель, собака, яблоко, цапля.

    Количество играющих: один и больше человек.
  • 3
    «Рассели животных»
    Цель: упражнять детей в дифференциации оппозиционных звуков, развивать
    фонематический слух.

    Ход игры:

    Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, поселить их и окошки с прорезями. Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок. Предварительно все слова проговариваются.

    Количество играющих 1–2 человека (или весь класс, поделенный на две команды)
  • 4
    «Цепочка слов»
    Цель: развивать ФФВ, упражнять детей в дифференциации звуков, отрабатывать навыки звукового анализа слов.

    Ход игры:

    Кладется картинка, к ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с этого звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д. Количество играющих: один человек и более.
  • 5
    «Собери цветок»
    Цель: упражнять в дифференциации оппозиционных звуков, развивать фонематический слух и аналитико-синтетическую речевую деятельность у учащихся.

    Ход игры:

    На столе лежит «серединка» цветка. На ней написана буква например, «С». Рядом выкладываются «цветочные лепестки», на которых нарисованы картинки со звуками [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих «лепестков» с картинками выбрать те, где есть звук [с]. Количество играющих 1–3 человека (или весь класс, поделенный на две команды).
  • 6
    «Незнайка с кармашком»
    Цель: развивать ФФВ, совершенствовать звукобуквенный и слоговый анализ слов, развивать внимание. Профилактика дисграфии.

    Ход игры:

    1 вариант.

    В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная буква. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния. (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором).

    2 вариант.

    В кармашек вставляется слоговая (звуковая) схема слова. Вокруг вывешиваются различные картинки или слова. Нужно выбрать слова, соответствующие схеме. Количество играющих: один и более человек
  • 7
    «Найди ошибку»
    Цель: учить детей различать гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов, развивать ФФВ и внимание. Профилактика дисграфии.

    Ход игры:

    Детям раздают карточки, на которых 4 картинки, начинающиеся на одну и ту же букву. Ученики определяют, на какую букву начинаются все слова, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сделаны ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схеме, если они есть. Количество играющих: 1–4 человека (или весь класс, поделенный на группы или команды).
  • 8
    «Собери букет»
    Цель: развивать фонематический слух, упражнять и дифференциации звуков [Р] -[Л], упражнять детей в различии основных и оттеночных цветов.

    Ход игры:

    Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ребенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [Л], а в какую со звуком [Р], голубая — [Л], розовая — [Р]. Рядом лежат цветы разного цвета: зеленого, синего, черного, желтого, и т.д. Учащиеся расставляют цветы. Синий цветок должен остаться. Количество играющих: 1–2 человека (или весь класс поделенный на две команды).
  • 9
    «Речевое лото»
    Цель: развивать умение выделять в словах общий звук (букву), находить картинки с данным звуком, развивать внимание, фонематический слух. Автоматизация звуков, развитие скорости чтения.

    Ход игры:

    Детям раздают карты с изображением шести картинок (вместе со словами под картинками). Ребенок определяет, какой звук есть во всех. Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «у кого есть это слово?». Выигрывает тот, кто первый закроет все картинки на большой карте без ошибок. Количество играющих: 1–18 человек (можно играть парами или группами).
  • 10
    «Волшебный круг»
    Цель: упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух, закреплять понимание словообразующей функции каждой буквы. Автоматизация звуков, профилактика дисграфии, развитие скорости чтения.

    Ход игры:

    1 вариант

    Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком, от названия того предмета, на который указывает другая стрелка (предварительно все слова проговариваются.) Остальные дети хлопком отмечают правильный ответ.

    Например: удочка — уточка, мишка — мышка, коза — коса, мак — рак, трава — дрова, кит — кот, кадушка — катушка, усы — уши, дом — дым.

    2 вариант

    Вместо картинок на «циферблате» ставятся буквы, слоги, слова с отрабатываемым звуком. Ребенок крутит большую стрелку (маленькую можно снять). Где стрелка остановилась, ученики читают хором слог (букву, слово) затем ведущий крутит стрелку дальше — дети снова читают и т.д. Слог (буква, слово) может повторяться несколько раз в зависимости от того, где остановится стрелка. Количество играющих: 1–2 человека и более.
  • 11
    «Найди слова в слове»
    Цель: расширять объем словаря, закреплять правописание слов. Понимание словообразующей роли каждого слова. Автоматизация звуков в словах, профилактика дисграфии.

    Ход игры:

    На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезанной азбуке и записывают его в тетрадь). Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте и запишите из них новые слова».

    Количество играющих:1–3 человека и более.
  • 12
    «Математическая грамматика»
    Цель: автоматизация звуков, закрепление фонематического и грамматического разбора слов, формирование процесса словоизменения, обогащение словаря, профилактика дисграфии.

    Ход игры:

    Ребенок должен выполнить действия, указанные на карточке («+», «-«) и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов, найти искомое слово. Например: С+ТОМ-М+ЛИСА-СА+ЦА = ? (столица). Количество играющих: 1–2 человека и более.
  • 13
    «Допиши словечко»
    Цель: Автоматизация звуков, развитие ФФВ, процессов анализа и синтеза, понимание смыслоразличительной функции звука и буквы, развитие речи, интереса к родному языку, любви к поэзии. Профилактика дисграфии.

    Ход игры:

    На карточке рифмованный текст, стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

    Например: Воробей взлетел повыше.
    Видно все с высокой _____(крыши).

    Количество играющих: 1–2 человека и более
Пройдите онлайн диагностику за 990 р.
Занятие пройдет с опытным логопедом-профессионалом, вы получите подробный отчет и рекомендации по развитию речи вашего ребёнка.

Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)

Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем) — это процесс, в ходе которого дети учатся различать и правильно воспринимать звуки родного языка. Фонематическое восприятие важно для развития навыков чтения и письма, так как помогает ребенку уверенно различать звуки (фонемы) и соотносить их с буквами. Формирование дифференциации фонем позволяет ребенку избегать ошибок в речи, а также правильно воспринимать и анализировать слова.

Фонематическое восприятие — это основа для:
  • 1
    Чтения и письма: различение звуков помогает ребенку уверенно читать, а также правильно писать слова, не путая схожие по звучанию фонемы.
  • 2
    Правильного произношения: ребенок учится точнее воспроизводить звуки, что улучшает его артикуляцию.
  • 3
    Развития языковых навыков: хорошее фонематическое восприятие позволяет ребенку расширять словарный запас и использовать слова в контексте.

Упражнения для формирования дифференциации фонем

Упражнения могут быть следующими:
  • 1
    Произнести звук [И] перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: «Скажи, при произнесении звука [И] губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?»
  • 2
    Произнести звук [У] перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.
  • 3
    Произнести звуки [И][У] слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
  • 4
    После самостоятельного произнесения звука [И] определить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).
  • 5
    Произнести звук [У], определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).
  • 6
    Произнести последовательно звуки [И] — [У] и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
  • 7
    Произнести звуки [И] — [У] и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.
  • 8
    Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
  • 9
    Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов [И][У], [У][И].
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков [И] — [А], [У] — [0], согласных [М] (губы сомкнуты) и [Л] (губы раскрыты) и др.

Дифференциация звуков С и Ш в слогах

Дифференциация этих звуков в слогах также проводится в плане слухового и произносительного сопоставления.

Упражнения для произносительной дифференциации:
  • 1
    Повторение слогов со звуками С и Ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными. (СУ-ШУ, ШУ-СУ, СУ-ША, ШУ-СА, СА-ШИ, ША-СЫ. САШ-ШАС, СОШ-ШОС, СУШ-ШУС, ШОС-СУШ, ШИС-СОШ и т.д.)
  • 2
    Чтение слогов, запись слогов под диктовку.
Для слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
  • 1
    Поднять букву С или Ш после произнесения слогов со звуками [С] и [Ш]:
    СА, ША, СО, ШУ, ШИ, СЫ, ШИ, ШЕ.
  • 2
    Придумать слоги со звуками [С] и [Ш].
  • 3
    Преобразовать слоги, заменяя звук [С] звуком [Ш] и наоборот. СА - ША, ШО - СО. УШ - УС и т. д.
  • 4
    Диктанты слогов со звуками [С] и [Ш].
Дифференциация звуков в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.

Рекомендуются следующие задания:
  • 1
    Определить, какой звук [С] или [Ш] в слове. Логопед называет слова, в которых звуки [С] и [Ш] находи в начале, затем - в середине слова и, наконец, в конце слова. Например: слон, сумка, шар, шуба, скатерть, крыса, колбаса, лошадь, насос, пылесос, карандаш, малыш.
  • 2
    Определить место звуков [С] и [Ш] в словах (начала, середина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове ([С] или [Ш]), затем определяется его место в нем. Примерные слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, санки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, крыша.
  • 3
    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в начале слова.
  • 4
    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш] в середине слова.
  • 5
    Подобрать слова со звуком [С] или [Ш]в конце слова.
  • 6
    Разложить картинки со звуками [С] и [Ш] под соответствующими буквами.
  • 7
    Записать слова в два столбика: в первый – слова со звуком [С], во второй - со звуком [Ш].
  • 8
    Работа со словами — квазиомонимами. Предлагается определить значение слов крыша, крыса, а затем сравнить звучание этих слов и сказать, в чем их различие.
  • 9
    Игра «Часы». Детям предлагаются «часы» (с циферблатом) двух цветов, например, зеленого и синего. Логопед называет слова. Дети определяют, какой звук в слове, выбирая часы определенного цвета (зеленые для звука [С], синие — для звука [Ш]). Далее дети определяют место данного звука в слове (первый, второй, третий т.д.) и ставят стрелку на определенную цифру.
  • 10
    Графический диктант. Логопед называет слово со звуком [С] или [Ш]. Дети записывают соответствующую букву (С или Ш), а также цифру, указывающую
    какой по счету этот звук в слове. Например: косынка С3 — вешалка — ШЗ, карандаш — Ш8, колбаса — С6, ромашка — Ш5, камыш — Ш5, посуда — СЗ и т. д.
  • 11
    Составить графические схемы слов. Отметить на схеме синим цветом кружок, соответствующий звуку [Ш], зеленым - кружок, соответствующий звуку [С]. Примерные слова: сыр, шар, каша, косы, стол, штора, каска, каштан, костюм, крыса, крыша, кошка, ромашка, капуста.
  • 12
    Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками [С] и [Ш]. Игра может проводиться в двух вариантах:
    • Детям раздаются карточки и буквы С и Ш. Логопед называет слово. Дети должны найти на карточке соответствующую картинку, определить, какой звук слышится в названном слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
    • Детям раздаются карточки лото и бумажные полоски, разделенные каждая на три части. На двух полосках буквы С и Ш написаны соответственно в первой части полосок, на двух других - в средней, на остальных - в конце. Логопед называет слово, ученики определяют, какой звук в слове ([С] или [Ш]), его место в нем (начало, середина, конец) и закрывают картинку соответствующей полоской.
  • 13
    Вставить пропущенные в словах буквы С и Ш.
  • 14
    Диктанты слов со звуками [С] и [Ш].
  • 15
    Составление слов со звуками [С] и [Ш] из букв разрезной азбуки.
  • 16
    Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука [С] или [Ш].
    В небо дыра, в землю дыра,
    А посредине - огонь да вода. (Самовар)

    Новая посуда, а вся в дырах. (Дуршлаг)

    Стоит Антошка на четырех ножках. На Антошке - суп да ложки. (Стол)

    Живу во дворе, пою на заре,
    На голове гребешок, я - горластый ... (Петушок)

    Мордочка усатая, шубка полосатая,
    Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка)

    Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

    Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кош (Мыши)

    На лугах сестрички - золотой глазок, белые реснички. (Ромашки)

    Трещит, а не кузнечик; летит, а не птица, везет, а не лошадь. (Самолет)

    Сижу верхом - не знаю на ком,
    Знакомца встречу - соскочу, привечу. (Шапка)

    Заворчал живой замок, лег у двери поперек. (Собака)

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в предложениях

Рекомендуются следующие упражнения:
  • 1
    По сюжетной картинке придумать предложение в котором есть слова со звуком [С] или [Ш]. Назвать в предложении слова со звуками [С] и [Ш]; определить, какой это звук и его место в слове.
  • 2
    Повторить предложения со словами, включающими звуки [С] и [Ш]. Назвать слова со звуками [С] и [Ш].
    Пример: В лесу шумит сосна. На деревьях поспели вкусные груши. У лисы пушистый хвост. У Наташи длинные косы. Света надела красную шаль. В лесу растут душистые ландыши. Пастух пригнал большое стадо. Бабушка подарила Саше солдатика. Дедушка принес большого сома.
  • 3
    Придумать предложения по предметным картинкам на слова со звуками [С] и [Ш].
    Примерные картинки: куст, катушка, совок, сад, мишка, машина. В начале предлагается определить, какой звук - [С] или [Ш] — в названии картинок.
  • 4
    Дополнить предложение словом. Предлагаются предложения, которые можно дополнить словами — квазиомонимами. Определить, какой звук в слове.
    Мама сварила вкусную ... (кашу). Деньги платят в (кассу).

    Даша катает ... (мишку). Муку насыпали в ... (миску)

    В сарае протекает (крыша). В подвале завелась (крыса)

    Малыш ест вкусную ... (кашку). Солдат надел на голову ... (каску).
  • 5
    Можно использовать картинки на слова - квазиомонимы. Картинки предлагаются парами.
    Придумать предложения на слова — квазиомонимы. Определить, в каких словах есть звук [С] или [Ш], назвать место данного звука (перед каким звуком, после какого звука слышится данный звук в слове).
  • 6
    Вставить пропущенные буквы С и Ш.
    В шкафу ви.ит ко.тюм. Под ногами .ур.ат .ухие ли.тъя. В .аду по.пели яблоки и гру.и. На поле выро.ли маки. Гало.и .тоят в углу. По.уда .тоит в шкафу. Мы купили .ыр, .ливки и ма.ло.
  • 7
    Выборочный диктант.
    Выбрать из предложений и записать слова со звуками [С] и [Ш] в два столбика.

    Солнышко светит ярко. На ветру шумят сосны. Дедушка спит на кушетке. Миша срывает груши. Соня кормит кошку. В пенале красный карандаш. Лиса поймала мышку. Петя принес в школу шишки.

Дифференциация звуков [С] и [Ш] в связной речи

Рекомендуются следующие упражнения:
  • 1
    Составить рассказ по серии сюжетных картинок с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].
  • 2
    Составить рассказ по сюжетной картинке с использованием слов, включающих звуки [С] и [Ш].
  • 3
    Вставить в текст пропущенные буквы С и Ш.
    В саду

    В на.ем .аду кра.иво. По.пели кра.ные ви.ни. На ветках ви.ят боль.ие гру.и. Деду.ка хоро.о ухаживает за .адом.
  • 4
    Диктант текстов со словами, включающими звуки [С] и [Ш].
    В нашей комнате

    Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.

    Лиса и мышка

    В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.
Аналогичным образом проводится работа по дифференциации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, входящих в их состав.

Советы по организации занятий

При выборе упражнений важно учитывать уровень подготовки ребенка. Начинайте с простых упражнений, постепенно добавляя новые сложности. Фонематический слух развивается постепенно, и важно поддерживать интерес ребенка, предлагая разнообразные упражнения.

Рекомендуется заниматься регулярно, уделяя занятиям 10–15 минут в день. Короткие, но частые сессии способствуют более быстрому прогрессу. Проводите упражнения в игровой форме, создавая положительную атмосферу, чтобы ребенок воспринимал занятия как увлекательное развлечение, а не как обучение.

Фонематический слух — это основа для успешного обучения чтению, письму и правильной речи. Регулярные упражнения по развитию фонематического восприятия помогут ребенку различать и запоминать звуки, улучшить навыки письма и понимание слов. Включение этих упражнений в ежедневные занятия станет полезной привычкой, которая подготовит ребенка к дальнейшему обучению и сделает процесс освоения речи увлекательным и эффективным.

Насколько развита речь вашего ребенка? Давайте узнаем!

Наш экспресс - тест составлен с учетом возрастных особенностей и охватывает все области развития речи ребенка.

Похожие статьи

Показать еще
Комментарии
Остались вопросы?
Заполните форму и дождитесь звонка
— всё расскажем и объясним
Отправляя форму, вы соглашаетесь с офертой и политикой обработки персональных данных и даёте согласие на обработку данных
Заполните форму и дождитесь звонка — всё расскажем
и объясним
Остались
вопросы?